Открытые уроки
Урок по искусству
Тема: Жанр портрета в живописи
Свет мой зеркальце, скажи
Да всю правду доложи…
А. С. Пушкин
Цель: помочь друг другу увидеть в портрете «души изменчивой приметы» и через разговор с партером понять, что же самое главное в портрете.
Ход урока
Звучит спокойная музыка, настраивающая на восприятие материала: репродукции в презентации
1. Пинтуриккьо «Портрет мальчика»
2. Ватто «Жиль»
3. Рибера «Хромоножка»
4. Де ла Тур «Игра в карты с шулером»
5. Мурильо «Портрет мальчика с собакой»
6. В. Перов «Савояр»
7. Д. Левицкий «Портрет Воронцовой в детстве»
8. О. Кипренский «Портрет мальчика Челищева»
9. В. Серов «Девочка с персиками»
10. В. Тропинин «Портрет сына»
11. Г. Серебрякова «За обедом»
12. В. Серов «Потрет Мики Морозова»
Слово учителя: Вглядитесь, пожалуйста, в лица детей, в глаза на портретах. Это репродукции картин русских и зарубежных художников.
А какой портрет оказался самым прекрасным именно для твоего взора?
(ребята называют картину, имя художника)
А можешь ли ты сказать, почему именно этот портрет ты выделил?
(выслушиваем 3-4 ответа)
Замечательные и верные у вас наблюдения. Теперь доверяю вам решать нашу самую главную проблему: так что же такое портрет?
(выслушиваем 2-3 размышления детей)
Кто согласен с этими размышлениями?
Сегодня для проведения наших исследований нам полезно будет вспомнить материал прошлых уроков. На уроках о скульпторе мы познакомились с понятием «скульптурный портрет».
Кто это? Чей это портрет? (показываем скульптуру Растрелли «Петр I»)
На уроках литературы как виде искусства мы познакомились с жанром рассказа. Какой мы читали рассказ? Чей портрет потряс нас в этом рассказе?
(Л. Н. Толстой «Русский характер», главный герой Е. Дремов)
Рассказчика Ивана Сударева и нас вместе с ним больше всего поразило в рассказе описание изуродованного лица Егора и облика красивой невесты Кати Малышевой или что-то другое: вспомните конец рассказа.
(человеческая красота героев поражает читателей)
Это литературный портрет!
А вот с музыкальным портретом нам еще предстоит познакомиться.
Сегодня перед нами предстали живописные портреты.
Запишите в тетрадь эти четыре вида портретов:
-скульптурный портрет
-литературный портрет
-музыкальный портрет
-живописный портрет
На следующих уроках мы будем говорить о многообразии портеров: парадных, бытовых, лирических, сатирических, реалистических, монументальных, миниатюрных, одиночных и групповых.
А сегодня наш главный интерес представляет человек на портрете.
-Что же можно узнать о человеке, гладя на его портрет?
(внешний облик, возраст, род занятий, социальное положение, характер)
- Давайте внимательнее присмотримся к Мике Морозову с картины Серова. Попробуем методом устного рисования составить словесный портрет героя картины.
Можно, я начну так:
На картине изображен ребенок лет шести, симпатичный, кудрявый, розовощекий… (Кто продолжит?)
Смуглый цвет лица, растрепанные волосы. Вылезшая из штанишек белая рубашка, его поза говорит нам о том, что он непоседа, любопытный малыш. Он шалит, радуется жизни или всматривается вдаль? Нет, кто-то как будто окликнул шалунишку, и на одно мгновение он глянул перед собой и замер.
-Что же на этой картине нас завораживает больше всего?
Глаза ребёнка замечательные: черные, как пуговки, живые, блестящие, доверчивые, они лучатся светом, который идет изнутри. Мальчик нравится нам с первого взгляда, он буквально живет на картине Валентина Серова. С портрета смотрит на нас чистая душа ребенка.
-Счастлив ли он?
Да, мы видим это по его глазам. Вы это правильно подметили, что на этой картине главное – глаза ребенка. Это лирический портрет, так как Серов писал его с особым теплым чувством любования. Мику действительно любили все, кто бывал в доме его отца, покровителя искусства С. И. Морозова.
Вот мы и подошли к решению нашего главного проблемного вопроса: Что же должен изображать портрет?
Одни знатоки утверждают, что он должен точно отражать внешний облик человека, другие специалисты доказывают, что кроме внешнего сходства, должно быть еще что-то. Как думаете вы?
(И то, и другое. Но внешней красотой мы любуемся и только. А когда в портрете мы угадываем душу, внутренний мир человека, портрет как бы говорит с нами, рассказывая о человеческой судьбе)
- Я просила вообразить себя художниками, творцами и дома попробовать создать портрет своего друга (подруги). Устным рисованием или красками написать этот портрет – как у кого получится. Не называйте нам поначалу имен – попробуем угадать, чей это портрет.
(Описания проверены заранее, расположены тут же , в классе. Самые интересные наблюдения несколько учеников зачитывают , а класс угадывает, о ком идет речь)
- А почему в портрете друга никто не отметил какой-нибудь отрицательной черточки?
(Как у Б. Окуджавы:
«Да будем мы к своим друзьям пристрастны,
Да будем думать, что они прекрасны!»)
- Ну что ж, эта работа получилась у вас неплохо. А теперь скажите мне, пожалуйста, можете ли вы вот так же, как в друге, увидеть главное в самом себе? Через внешний облик угадать характер, настроение? Я просила вас принести на урок свой любимый фотопортрет, желательно покрупнее. Покажите нам его всем.
-Почему же эта фотография самая любимая?
(Причина: ребенок получился на фото не просто красивым, а живым, естественным, неповторимым, то есть самим собой)
- И на всех фотопортретах особенно живые глаза, а в них ваша душа. По-гречески душа – Психея. Значит, интуитивно, вы выбрали какой портрет?
Психологический!
Запись в тетрадь:
Пятый вид портрета – фотопортрет. Фотопортрет-это не тоже вид искусства. Объедините фигурной скобой все пять пунктов, и напишите: психологический портрет.
- В результате этого маленького опыта мы подошли к главному выводу: каким должен быть портрет?
(Он должен быть психологическим, то есть выражать внутренний мирт человека)
- Не зря гласит народная мудрость: «Глаза – зеркало души». Глаза живут на лице каждую секунду, они каждое мгновение разные, неповторимые. Они отражают окружающий мир и уловить их состояние – целое искусство.
Возьмите зеркальце (дети заранее принесли его на урок) и взгляните себе в глаза. Попробуйте понять себя сейчас. Какими бы были ваши глаза, если бы с вас писался портрет сию минуту?
(ответы детей)
- Какими будут наши глаза, пустыми или глубокими, холодными или добрыми, зависит от нас с вами. Иногда человек в молодости некрасив, неинтересен, а в старости очень красив. Почему? А это глаза, в которых чувствуется вся прожитая жизнь, так украшают лицо.
Стремитесь делать добро, заполняйте свою жизнь уже сейчас духовными интересами и помыслами, и ваш портрет будет чудесным.
Самое главное чудо на свете какое? Человек!
Возьмите зеркальце, посмотрите в свою душу.
«Свет мой зеркальце, скажи
Да всю правду доложи!»
|