Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 29.03.2024, 05:03

Солнечный луч

Меню сайта
вход
Погода
Наш опрос
Оцените мой сайт
javascript:; javascript:;
Всего ответов: 1553

Статистика
.
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Время жизни сайта

Открытые уроки




 

Урок по искусству

Тема: Жанр портрета в живописи

                                                           Свет мой зеркальце, скажи

                                                           Да всю правду доложи…

                                                                                   А. С. Пушкин

Цель: помочь друг другу увидеть в портрете «души изменчивой приметы» и  через разговор с партером понять, что же самое главное в портрете.

Ход урока

Звучит спокойная музыка, настраивающая на восприятие материала: репродукции в презентации

1.     Пинтуриккьо «Портрет мальчика»

2.     Ватто «Жиль»

3.     Рибера «Хромоножка»

4.     Де ла Тур «Игра в карты с шулером»

5.     Мурильо «Портрет мальчика с собакой»

6.     В. Перов «Савояр»

7.     Д. Левицкий «Портрет Воронцовой в детстве»

8.     О. Кипренский «Портрет мальчика Челищева»

9.     В. Серов «Девочка с персиками»

10.                       В. Тропинин «Портрет сына»

11.                       Г. Серебрякова «За обедом»

12.                       В. Серов «Потрет Мики Морозова»

Слово учителя: Вглядитесь, пожалуйста, в лица детей, в глаза на портретах. Это репродукции картин русских и зарубежных художников.

А какой портрет оказался самым прекрасным именно для твоего взора?

(ребята называют картину, имя художника)

А можешь ли ты сказать, почему именно этот портрет ты выделил?

(выслушиваем 3-4 ответа)

Замечательные и верные у вас наблюдения.  Теперь доверяю вам решать нашу самую главную проблему: так что же такое портрет?

 (выслушиваем 2-3 размышления детей)

Кто согласен с этими размышлениями?

Сегодня для проведения наших исследований нам полезно будет вспомнить материал прошлых уроков. На уроках о скульпторе мы познакомились с понятием «скульптурный портрет».

Кто это? Чей это портрет? (показываем скульптуру Растрелли «Петр I»)

На уроках литературы как виде искусства мы познакомились с жанром рассказа. Какой мы читали рассказ? Чей портрет потряс нас в этом рассказе?

(Л. Н. Толстой «Русский характер», главный герой Е. Дремов)

Рассказчика Ивана Сударева и нас вместе с ним больше всего поразило в рассказе описание изуродованного лица Егора и облика красивой невесты Кати Малышевой или что-то другое: вспомните конец рассказа.

(человеческая красота героев поражает читателей)

Это литературный портрет!

А вот с музыкальным портретом нам еще предстоит познакомиться.

Сегодня перед нами предстали живописные портреты.

Запишите в тетрадь эти четыре вида портретов:

-скульптурный портрет

-литературный портрет

-музыкальный портрет

-живописный портрет

На следующих уроках мы будем говорить о многообразии портеров: парадных, бытовых, лирических,  сатирических, реалистических, монументальных, миниатюрных, одиночных и групповых.

А сегодня наш главный интерес представляет человек на портрете.

-Что же можно узнать о человеке, гладя на его портрет?

(внешний облик, возраст, род занятий, социальное положение, характер)

- Давайте внимательнее присмотримся к Мике Морозову с картины Серова. Попробуем методом устного рисования составить словесный портрет героя картины.

Можно, я начну так:

На картине изображен ребенок лет шести, симпатичный, кудрявый, розовощекий… (Кто продолжит?)

Смуглый цвет лица, растрепанные волосы. Вылезшая из штанишек белая рубашка, его поза говорит нам о том, что он непоседа, любопытный малыш. Он шалит, радуется жизни или всматривается вдаль? Нет, кто-то как будто окликнул шалунишку, и на одно мгновение он глянул перед собой и замер.

-Что же на этой картине нас завораживает больше всего?

Глаза ребёнка замечательные: черные, как пуговки, живые, блестящие, доверчивые, они лучатся светом, который идет изнутри. Мальчик нравится нам с первого взгляда, он буквально живет на картине Валентина Серова. С портрета смотрит на нас чистая душа ребенка.

-Счастлив ли он?

Да, мы видим это по его глазам. Вы это правильно подметили, что на этой картине главное – глаза ребенка. Это лирический портрет, так как Серов писал его с особым теплым чувством любования. Мику действительно любили все, кто бывал в доме его отца, покровителя искусства С. И. Морозова.

Вот мы и подошли к решению нашего главного проблемного вопроса: Что же должен изображать портрет?

Одни знатоки утверждают, что он должен точно отражать внешний облик человека, другие специалисты доказывают, что кроме внешнего сходства, должно быть еще что-то. Как думаете вы?

(И то, и другое. Но внешней красотой мы любуемся и только. А когда в портрете мы угадываем душу, внутренний мир человека, портрет как бы говорит с нами, рассказывая о человеческой судьбе)

- Я просила вообразить себя художниками, творцами и дома попробовать создать портрет своего друга (подруги). Устным рисованием или красками написать этот портрет – как у кого получится. Не называйте нам поначалу имен – попробуем угадать, чей это портрет.

(Описания проверены заранее, расположены тут же , в классе. Самые интересные наблюдения несколько учеников зачитывают , а класс угадывает, о ком идет речь)

- А почему в портрете друга никто не отметил какой-нибудь отрицательной черточки?

                                   (Как у Б. Окуджавы:

                                   «Да будем мы к своим друзьям пристрастны,

                                   Да будем думать, что они прекрасны!»)

- Ну что ж, эта работа получилась у вас неплохо. А теперь скажите мне, пожалуйста, можете ли вы вот так же, как в друге, увидеть главное в самом себе? Через внешний облик угадать характер, настроение? Я просила вас принести на урок свой любимый фотопортрет, желательно покрупнее. Покажите нам его всем.

-Почему же эта фотография самая любимая?

(Причина: ребенок получился на фото не просто красивым,  а живым, естественным, неповторимым, то есть самим собой)

- И на всех фотопортретах особенно живые глаза, а в них ваша душа. По-гречески душа – Психея. Значит, интуитивно, вы выбрали какой портрет?

Психологический!

Запись в тетрадь:

Пятый вид портрета – фотопортрет. Фотопортрет-это не  тоже вид искусства. Объедините фигурной скобой все пять пунктов, и напишите: психологический портрет.

- В результате этого маленького опыта мы подошли к главному выводу: каким должен быть портрет?

(Он должен быть психологическим, то есть выражать внутренний мирт человека)

- Не зря гласит народная мудрость: «Глаза – зеркало души». Глаза живут на лице каждую секунду, они каждое мгновение разные, неповторимые. Они отражают окружающий мир и уловить их состояние – целое искусство.

            Возьмите зеркальце (дети заранее принесли его на урок) и взгляните себе в глаза. Попробуйте понять себя сейчас. Какими бы были ваши глаза, если бы с вас писался портрет сию минуту?

                                               (ответы детей)

- Какими будут наши глаза, пустыми или глубокими, холодными или добрыми, зависит от нас с вами. Иногда человек в молодости некрасив, неинтересен, а в старости очень красив. Почему? А это глаза, в которых чувствуется вся прожитая жизнь, так украшают лицо.

Стремитесь делать добро, заполняйте свою жизнь уже сейчас духовными интересами и помыслами, и ваш портрет будет чудесным.

Самое главное чудо на свете какое? Человек!

Возьмите зеркальце, посмотрите в свою душу.

«Свет мой зеркальце, скажи

Да всю правду доложи!»

 

 

           

 

 

Мини профиль
05:03
Вы вошли как: Гость
Поиск
Фотогалерея
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте.

Описание сайта


Друзья сайта
Фраза дня

Copyright MyCorp © 2024
Добро пожаловать на сайт "Солнечный луч" учителя русского языка и литературы Романенко Ирины Леонидовны.