«Ну, куда ты очертя голову несёшься?!»- часто слышим мы, не особо вникая в смысл фразеологизма. А сколько мы слышим их за день? А что они обозначают и какова история их появления в нашей речи? 29 ноября 2013г. ученики 5 «В» класса приподняли завесу тайны фразеологизмов на уроке-отчёте по русской словесности о кропотливой трёхмесячной работе над проектом: «История фразеологизмов о человеке с «головы до пят».Фразеологизмы, означающие части тела, составляют треть всех представленных выражений во фразеологическом словаре русского языка под редакцией А.И. Молоткова, которым пользовались пятиклассники. В распоряжении ребят были также Интернет-ресурсы, и это помогло им найти корни данных выражений. Под руководством учителя В.И.Гребёнкиной ученики сформировали группы, выбрали подтемы: Томченко А. со своей группой собирали материалы о фразеологизме со словом «голова», Русанова Е. – со словом «ноги», Бабаян Д. – со словом «язык», Панина П. – фразеологизмы со словом «лоб», а Дегтярёв К. со своей группой представили самые интересные материалы о происхождении фразеологизмов со словом «нос». Эта «выдающаяся» часть лица, оказывается, «перетянула» на себя все омонимичные фразеологизмы, и мы, употребляя их, даже не догадывались, что «зарубить себе на носу» означало раньше «сделать пометку на специальной бирке (носе)». Работа над проектом планировалась в несколько этапов: определили источники информации, распределили обязанности, собрали и обработали информацию, оформили документацию проекта в виде портфолио исобрали материалы исследований в отдельную презентацию. На отчёте присутствовали гости: заместители директоров из разных школ города. Каждая группа представила свой отчёт, а результаты их деятельности присутствующие оценили и отметили в оценочных листах. Из отчётов сложилась презентация из 56 слайдов с ценным материалом, который могут использовать на своих уроках учителя русского языка не только нашей гимназии, но и других школ города. Гости похвалили ребят и рекомендовали продолжить работу по этой интересной теме.
А «очертя голову», оказывается, тоже имеет свою историю.Древние воины, перед тем как вступить в схватку с противником, очерчивали вокруг своей головы магический круг концом меча: считалось, что этот обряд ослабит вражеские удары, сохранит воинов невредимыми. В нашем языке слова «очертя голову» равносильны словам «безрассудно, с отчаянной решимостью».
Михаил Зубаревич, 5-а класс
Зубаревич Михаил ученик 5 «А» класса начал публиковать свои работы в школьной газете «Солнечный луч» с 2011 года. Сначала это были небольшие сообщения о проведенных в классе мероприятиях, сочинения – миниатюра на свободную тему. В настоящий момент Михаил считается специальным корреспондентом нашей школьной газеты.
Мальчик очень целеустремленный, с активной жизненной позицией. Особенно ему удаются материалы на литературно-художественную тематику. Об этом он пишет со знанием дела, с особым увлечением. Очень интересная, на мой взгляд, работа «Листая альбом с фотографиями…», где мальчик пишет, что школьные ступеньки – это не только дорога к знаниям, но и очень удобное место для фотографирования. Не менее интересная работа - «Мой любимый кубанский край».
Михаил не только пишет и заметки и репортажи в газету, но и успевает заниматься спортом, сниматься в кино. Дебют в фильме "Море по колено".
Вполне возможно, что со временем Михаил станет вездесущим журналистом, которому все интересно и которой не боится любых заданий
.
Материал добавлен Романенко Ириной Леонидовной, фото сделано Романенко И. Л. на снимке Зубаревич Михаил и классный руководитель 5 "В" класса Гребенкина Валентина Ивановна
|