Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 26.04.2024, 01:16

Солнечный луч

Меню сайта
вход
Погода
Наш опрос
Оцените мой сайт
javascript:; javascript:;
Всего ответов: 1554

Статистика
.
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Время жизни сайта

литературно-музыкальная гостиная Поэт и история (урок-концерт, посвященный Б. Пастернаку)

Поэт и история (урок-концерт, посвященный Б. Пастернаку)
Звучит музыка (фрагмент «Метели» Свиридова), зажигается свеча на столе учителя, начинается чтение:
1. Мело, мело по всей земле
Во все пределы,
Свеча горела на столе,
Свеча горела…
Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
2. Февраль
Февраль. Достоять чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд.
Пока грохочущая слякоть
Косною черною горит.

Достать пролетку. За шесть гривен
Чрез благовест, чрез крик колес
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.

Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Cухую грусть на дно очей.

Под ней проталины чернеют
А ветер криками изрыт,
И, чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.
Учитель: Темой сегодняшней нашей встречи является творчество Бориса Леонидовича Пастернака.
3. Международный планетарный центр утвердил название группы малых планет, открытых сотрудниками Крымской астро - физической обсерватории. Планеты Федора Достоевского, Михаила Булгакова, Бориса Пастернака внесены в звездный каталог, издающийся Институтом теоретической астрономии Академии Наук.
Это было при нас
Это с нами вошло в поговорку…
Человек стал планетой, его имя «вошло в поговорку». Это произошло накануне столетия со дня рождения Бориса Леонидовича Пастернака.
(музыка С. Губайдуллина. Струнный квартет №3. Вступление)
4. Звездный каталог – это сейчас, в наши дни. А сто лет назад в Москве, в районе старых Тверских - Ямских, в небольшом доме родился Борис Леонидович Пастернак. Краски детства многое определили в жизни и творчестве поэта.
О, детство! Ковш душевной глуби!
О, всех лесов абориген,
Корнями вросший в самолюбье,
Мой вдохновитель, мой регент!
(репродукция. Поленов «Московский дворик»)
5. В юности поэт жил на Мясницкой улице (ныне улица Кирова), против почтамта, в доме Училища живописи, ваяния и зодчества. Отец поэта, Леонид Осипович Пастернак, академик живописи, преподавал в училище. Мать, Розалия Исидоровна Кауфман, известная пианистка, ученица Антона Рубинштейна, привила сыну любовь к музыке. Дома устраивались музыкальные вечера. Рядом с музыкой жила живопись. В ближайший круг друзей дома входили: Поленов, Левитан, Серов. Началом своего сознательного детства Борис Леонидович называл ночное пробуждение от звуков фортепьянного трио Чайковского, которое играли для Льва Николаевича Толстого и его семьи.
Чайковский. Фортепьянное трио. (2 мин)
6. Другим толчком его внутреннего роста послужили звуки сочиняемой «Поэмы эстаза», услышанные им в лесу, недалеко от дачи Скрябиных.
Звучит «Поэма экстаза» (тихо)
В поэме «Девятисот пятый год» именно об этой поры жизни Пастернак напишет:
Раздается звонок,
Голоса приближаются:
Скрябин.
О, куда мне бежать
От шагов моего божества!
«Больше всего на свете я любил музыку, больше всего в ней – Скрябина», - говорил поэт.
Скрябин «Поэма экстаза» (громко, 1 мин)
Музыкальная одержимость Пастернака не могла не сказаться на его отношение к слову, как носителю, прежде всего звучания, что наложило отпечаток на все его творчество.
Но не только культурные интересы входили в его сознание. В училище заходят демонстранты, в актовом зале – митинг, в здании дежурит дружина. Поэт видел, как буйствовал «Охотнорядский сброд», видел бои на Пресне, похороны Баумана.
В столовой – речь о Лаояне,
А в детской – тушь и транспортир.
Это из стихотворения «9 января».
Январь – и это год Цусимы
- о русско-японской войне.
7. На пути от музыки к поэзии Пастернак испытывает еще одно увлечение – философией, семестр занимается на факультете философии в Марбурге, но от серьезных занятий философией отказывается во имя поэзии. В 1913 году в сборнике «Лирика», изданном группой молодых поэтов, напечатаны пять стихотворений.
Уже в ранних своих произведениях поэт пытается дать определение поэзии.
Это - круто налившийся свист,
Это - щелканье сдавленных льдинок,
Это-ночь, леденящая лист,
Это-двух соловьев поединок.
Это – сладкий заглохший горох,
Это - слезы вселенной в лопатках,
Это – с пультов и флейт Фигаро
Низвергается градом на грядку.
Все, что ночи так важно сыскать,
На глубоких купаленных доньях,
И звезду донести до садка
На трепещущих мокрых ладонях.
Учитель: в 1914 году вышла первая книга стихов «Близнец в тучах», а в 1917 – вторая – «Поверх барьеров», в то же время написана книга «Сестра моя – жизнь». Маяковский указывал на его произведения как на образцы новой поэзии, великолепно чувствующей современность. Это новый язык и выработка новых форм слова.
Он стремится создать необычную метафору, поражающую воображение. У него не «сумерки», «тьма», а «зга», «затемь», «темь», «кромешный».
Как вы думаете, зачем он добивается точности словесного выражения?
-Уйти от шаблонов.
- Добиться большей образности.
Учитель: А почему нам, читателям, так важно разобраться в точном его значении? Для понимания текстов поэта важен его синтаксис. Слова у него могут быть самыми обычными, но необычна их расстановка в строфе. Пожалуйста, примеры.
8. В стихотворении «Метель» идет речь о путнике, заблудившемся в неком посаде, о метели, усугубляющей безысходность пути для путника.
В посаде, куда ни одна нога не ступала,
Лишь ворожеи да вьюги ступала нога,
В бесповоротной округе, где и то,
Как убитые, спят снега.
9 Постой, в посаде, куда ни одна
Нога не ступала, лишь ворожеи
Да вьюги ступала нога, до окна
Дохлестнулся обрывок шальной шлеи.

8. Послушай, в посаде, куда ни одна
Нога не ступала, одни душегубы,
Твой вестник – осиновый лист, он безгубый,
Без голоса. Вьюга, бледней полотна.
Учитель. Многократное повторение строки «в посаде…» на разных уровнях текста создает образ кругового движения и возвращения на то же самое место. Слова и сочетания меняют привычные места. Часто текст не называет главного слова, но сказано так, что оно проступает явно сквозь кипень слов примеры?
10. Приходил по ночам
В синеве ледника от Тамары,
Парой крыл намечал,
Где гудеть, где кончаться кошмару.
Не рыдал, не сплетал
Оголенных, исхлестанных, в шрамах,
Уцелела плита
За оградой грузинского храма.
Как горбунья дурна,
Под решеткою тень не кривлялась
У лампады зурна,
Чуть дыша, о княжне не справлялась.
Но сверканье рвалось
В волосах и, как фосфор, трещали,
И не слышал колосс,
Как седеет Кавказ за печалью.
От окна на аршин
Пробирая шерстинки бурнуса,
Клялся льдами вершине:
Спи, подруга, - лавиной вернуся.
(«Памяти Демона»)
О ком идет речь?
Слайд «Демон» Врубеля
Тянулось в жажде к хоботкам
И бабочкам и пятнам,
Обоим память оботкав
Медовым, майным, мятным.
Не ход часов, но звон цепов
С восхода до захода
Вонзался в воздух сном шипов,
Заворожив погоду.
Бывало -= нагулявшись всласть,
Закат сдавал цикадам
И звездам и деревьям власть
Над кухней и садом.

Не тени, - балки месяц клал,
А то бывал в отлучке,
И тихо ночь текла
Трусцой, от тучки к тучке.
(«Лето»)
Какое время года имеется в виду?
Учитель: Общение с Борисом Леонидовичем было незаменимой и единственной в своем роде школой.
«Нелегко было следить за сложным ходом его мысли.… Но он завораживал своим органным гундосеньем», протяжностью слова, звучанием которого я упивался, и тянул его нарочито медленно, как густой нектар, и не отпускал взглядом своих удивительных, почти нечеловечески бездонно-темных глаз, увлекал за собой в свои тоже немыслимые выси… И ты льстил себя надеждой, что поднимаешься за ним и паришь где-то если не рядом, не вместе, то , во всяком случае, на какой-то там высоте…»
Часто он садился к роялю, и рождались удивительные образы.
«Экспромт» Шопена (полминуты до и полминуты после чтения)
Я клавишей стаю кормил с руки
Под хлопанье крыльев, плеск и клекот.
Я вытянул руки, я встал на носки,
Рукав завернулся, ночь терлась о локоть.
И было темно. И это был труд
И волны. – И птиц из породы люблю вас,
Казалось, скорей умертвят, чем умрут
Крикливые, черные, крепкие клювы.
И это был пруд. И было темно,
Пылали кубышки с полуночным дегтем
И было волною обглодано дно
У лодки. И грызлись птицы о локти.
И ночь поласкалась в гортанях запруд.
Казалось, покамест птенец не накормлен,
У самки скорей умертвят, чем умрут,
Рулады в крикливом искривленном горле.
-Поэмы «Лейтенант Шмидт», «Высокая болезнь», «Спекторский», « Девятьсот пятый год».
Учитель: Вот в «Спекторском» образ - девочка-вьюга – заря. Символическая история девочки, вырвавшейся из неволи и ставшей героиней гражданской войны. Прочтите, пожалуйста, из 8-й главы.
Ученик читает:
Вдруг крик какой-то девочки в чулане
Дверь вдребезги, движенье, слезы, звон,
И двор в дыму подавленных желаний,
В босых ступнях несущихся знамен.
По всей земле осипшим морем грусти
Дымясь, гремел и стлался слух о ней,
Марусе тихих русских захолустий
Поколебавшей землю в десять дней.
Учитель: Но для Пастернака новая эпоха – не абсолютное «наоборот» по отношению к предшествующему в истории (как у Маяковского). А переплетение, стык, не светлый день, а тревожный рассвет. Прочтите, пожалуйста, вступление к «Девятьсот пятому году».
13. в нашу прозу с ее безобразием
С октября забредает зима.
Небеса опускаются наземь,
Точно занавеса бахрома.
Еще не спутан и свеж первопуток,
Еще не чуток и жуток, как весть
В неземной новизне этих суток
Революция, вся ты, как есть.
Учитель. В это трудное время поэт думает о судьбе интеллигенции. «Высокая болезнь» - это искусство, лирика, духовный облик среды, близкой поэту.
Мы были музыкой во льду
Я говорю про всю среду.
Так какова же тема названных произведений?
- О смысле жизни интеллигенции, о месте человека в революции, о герои в истории.
Учитель. Да, все созданные в двадцатые годы поэмы – по существу, на одну тему: человек и история, их взаимоотношение и взаимопонимание. Пастернак писал: «Наступили 20-е годы с их фальшью для многих и перерождением душевных самобытностей в механические навыки и схемы, период для Маяковского убийственный и обезличивающий, неблагополучный для Есенина, период в течение которого, например, Андрею Белому могло казаться, что он останется художником и спасет свое искусство, если будет писать противное тому, что он думает, сохранив особенности своей техники… Именно в те годы сложилась та чудовищная «советская» поэзия…»
Что значило для него оставаться самим собой в этом постоянно меняющемся мире?
-Не менять убеждений, не приспосабливаться, сохранить свое оригинальное. Он пишет:
Я не рожден, чтоб три раза
Смотреть по-разному в глаза.
Учитель: Возможно, главный вклад Пастернака в поэзию заключается именно в подтверждении того, что жизнь поэта должна быть адекватна его творчеству.
Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба,
И тут кончается искусство
И дышат почва и судьба.




Мини профиль
01:16
Вы вошли как: Гость
Поиск
Фотогалерея
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте.

Описание сайта


Друзья сайта
Фраза дня

Copyright MyCorp © 2024
Добро пожаловать на сайт "Солнечный луч" учителя русского языка и литературы Романенко Ирины Леонидовны.