Статистика |
---|
.
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
литературно-музыкальная гостиная Поэт и история (урок-концерт, посвященный Б. Пастернаку)Поэт и история (урок-концерт, посвященный Б. Пастернаку) Звучит музыка (фрагмент «Метели» Свиридова), зажигается свеча на столе учителя, начинается чтение: 1. Мело, мело по всей земле Во все пределы, Свеча горела на столе, Свеча горела… Мело весь месяц в феврале, И то и дело Свеча горела на столе, Свеча горела. 2. Февраль Февраль. Достоять чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд. Пока грохочущая слякоть Косною черною горит.
Достать пролетку. За шесть гривен Чрез благовест, чрез крик колес Перенестись туда, где ливень Еще шумней чернил и слез.
Где, как обугленные груши, С деревьев тысячи грачей Сорвутся в лужи и обрушат Cухую грусть на дно очей.
Под ней проталины чернеют А ветер криками изрыт, И, чем случайней, тем вернее Слагаются стихи навзрыд. Учитель: Темой сегодняшней нашей встречи является творчество Бориса Леонидовича Пастернака. 3. Международный планетарный центр утвердил название группы малых планет, открытых сотрудниками Крымской астро - физической обсерватории. Планеты Федора Достоевского, Михаила Булгакова, Бориса Пастернака внесены в звездный каталог, издающийся Институтом теоретической астрономии Академии Наук. Это было при нас Это с нами вошло в поговорку… Человек стал планетой, его имя «вошло в поговорку». Это произошло накануне столетия со дня рождения Бориса Леонидовича Пастернака. (музыка С. Губайдуллина. Струнный квартет №3. Вступление) 4. Звездный каталог – это сейчас, в наши дни. А сто лет назад в Москве, в районе старых Тверских - Ямских, в небольшом доме родился Борис Леонидович Пастернак. Краски детства многое определили в жизни и творчестве поэта. О, детство! Ковш душевной глуби! О, всех лесов абориген, Корнями вросший в самолюбье, Мой вдохновитель, мой регент! (репродукция. Поленов «Московский дворик») 5. В юности поэт жил на Мясницкой улице (ныне улица Кирова), против почтамта, в доме Училища живописи, ваяния и зодчества. Отец поэта, Леонид Осипович Пастернак, академик живописи, преподавал в училище. Мать, Розалия Исидоровна Кауфман, известная пианистка, ученица Антона Рубинштейна, привила сыну любовь к музыке. Дома устраивались музыкальные вечера. Рядом с музыкой жила живопись. В ближайший круг друзей дома входили: Поленов, Левитан, Серов. Началом своего сознательного детства Борис Леонидович называл ночное пробуждение от звуков фортепьянного трио Чайковского, которое играли для Льва Николаевича Толстого и его семьи. Чайковский. Фортепьянное трио. (2 мин) 6. Другим толчком его внутреннего роста послужили звуки сочиняемой «Поэмы эстаза», услышанные им в лесу, недалеко от дачи Скрябиных. Звучит «Поэма экстаза» (тихо) В поэме «Девятисот пятый год» именно об этой поры жизни Пастернак напишет: Раздается звонок, Голоса приближаются: Скрябин. О, куда мне бежать От шагов моего божества! «Больше всего на свете я любил музыку, больше всего в ней – Скрябина», - говорил поэт. Скрябин «Поэма экстаза» (громко, 1 мин) Музыкальная одержимость Пастернака не могла не сказаться на его отношение к слову, как носителю, прежде всего звучания, что наложило отпечаток на все его творчество. Но не только культурные интересы входили в его сознание. В училище заходят демонстранты, в актовом зале – митинг, в здании дежурит дружина. Поэт видел, как буйствовал «Охотнорядский сброд», видел бои на Пресне, похороны Баумана. В столовой – речь о Лаояне, А в детской – тушь и транспортир. Это из стихотворения «9 января». Январь – и это год Цусимы - о русско-японской войне. 7. На пути от музыки к поэзии Пастернак испытывает еще одно увлечение – философией, семестр занимается на факультете философии в Марбурге, но от серьезных занятий философией отказывается во имя поэзии. В 1913 году в сборнике «Лирика», изданном группой молодых поэтов, напечатаны пять стихотворений. Уже в ранних своих произведениях поэт пытается дать определение поэзии. Это - круто налившийся свист, Это - щелканье сдавленных льдинок, Это-ночь, леденящая лист, Это-двух соловьев поединок. Это – сладкий заглохший горох, Это - слезы вселенной в лопатках, Это – с пультов и флейт Фигаро Низвергается градом на грядку. Все, что ночи так важно сыскать, На глубоких купаленных доньях, И звезду донести до садка На трепещущих мокрых ладонях. Учитель: в 1914 году вышла первая книга стихов «Близнец в тучах», а в 1917 – вторая – «Поверх барьеров», в то же время написана книга «Сестра моя – жизнь». Маяковский указывал на его произведения как на образцы новой поэзии, великолепно чувствующей современность. Это новый язык и выработка новых форм слова. Он стремится создать необычную метафору, поражающую воображение. У него не «сумерки», «тьма», а «зга», «затемь», «темь», «кромешный». Как вы думаете, зачем он добивается точности словесного выражения? -Уйти от шаблонов. - Добиться большей образности. Учитель: А почему нам, читателям, так важно разобраться в точном его значении? Для понимания текстов поэта важен его синтаксис. Слова у него могут быть самыми обычными, но необычна их расстановка в строфе. Пожалуйста, примеры. 8. В стихотворении «Метель» идет речь о путнике, заблудившемся в неком посаде, о метели, усугубляющей безысходность пути для путника. В посаде, куда ни одна нога не ступала, Лишь ворожеи да вьюги ступала нога, В бесповоротной округе, где и то, Как убитые, спят снега. 9 Постой, в посаде, куда ни одна Нога не ступала, лишь ворожеи Да вьюги ступала нога, до окна Дохлестнулся обрывок шальной шлеи.
8. Послушай, в посаде, куда ни одна Нога не ступала, одни душегубы, Твой вестник – осиновый лист, он безгубый, Без голоса. Вьюга, бледней полотна. Учитель. Многократное повторение строки «в посаде…» на разных уровнях текста создает образ кругового движения и возвращения на то же самое место. Слова и сочетания меняют привычные места. Часто текст не называет главного слова, но сказано так, что оно проступает явно сквозь кипень слов примеры? 10. Приходил по ночам В синеве ледника от Тамары, Парой крыл намечал, Где гудеть, где кончаться кошмару. Не рыдал, не сплетал Оголенных, исхлестанных, в шрамах, Уцелела плита За оградой грузинского храма. Как горбунья дурна, Под решеткою тень не кривлялась У лампады зурна, Чуть дыша, о княжне не справлялась. Но сверканье рвалось В волосах и, как фосфор, трещали, И не слышал колосс, Как седеет Кавказ за печалью. От окна на аршин Пробирая шерстинки бурнуса, Клялся льдами вершине: Спи, подруга, - лавиной вернуся. («Памяти Демона») О ком идет речь? Слайд «Демон» Врубеля Тянулось в жажде к хоботкам И бабочкам и пятнам, Обоим память оботкав Медовым, майным, мятным. Не ход часов, но звон цепов С восхода до захода Вонзался в воздух сном шипов, Заворожив погоду. Бывало -= нагулявшись всласть, Закат сдавал цикадам И звездам и деревьям власть Над кухней и садом.
Не тени, - балки месяц клал, А то бывал в отлучке, И тихо ночь текла Трусцой, от тучки к тучке. («Лето») Какое время года имеется в виду? Учитель: Общение с Борисом Леонидовичем было незаменимой и единственной в своем роде школой. «Нелегко было следить за сложным ходом его мысли.… Но он завораживал своим органным гундосеньем», протяжностью слова, звучанием которого я упивался, и тянул его нарочито медленно, как густой нектар, и не отпускал взглядом своих удивительных, почти нечеловечески бездонно-темных глаз, увлекал за собой в свои тоже немыслимые выси… И ты льстил себя надеждой, что поднимаешься за ним и паришь где-то если не рядом, не вместе, то , во всяком случае, на какой-то там высоте…» Часто он садился к роялю, и рождались удивительные образы. «Экспромт» Шопена (полминуты до и полминуты после чтения) Я клавишей стаю кормил с руки Под хлопанье крыльев, плеск и клекот. Я вытянул руки, я встал на носки, Рукав завернулся, ночь терлась о локоть. И было темно. И это был труд И волны. – И птиц из породы люблю вас, Казалось, скорей умертвят, чем умрут Крикливые, черные, крепкие клювы. И это был пруд. И было темно, Пылали кубышки с полуночным дегтем И было волною обглодано дно У лодки. И грызлись птицы о локти. И ночь поласкалась в гортанях запруд. Казалось, покамест птенец не накормлен, У самки скорей умертвят, чем умрут, Рулады в крикливом искривленном горле. -Поэмы «Лейтенант Шмидт», «Высокая болезнь», «Спекторский», « Девятьсот пятый год». Учитель: Вот в «Спекторском» образ - девочка-вьюга – заря. Символическая история девочки, вырвавшейся из неволи и ставшей героиней гражданской войны. Прочтите, пожалуйста, из 8-й главы. Ученик читает: Вдруг крик какой-то девочки в чулане Дверь вдребезги, движенье, слезы, звон, И двор в дыму подавленных желаний, В босых ступнях несущихся знамен. По всей земле осипшим морем грусти Дымясь, гремел и стлался слух о ней, Марусе тихих русских захолустий Поколебавшей землю в десять дней. Учитель: Но для Пастернака новая эпоха – не абсолютное «наоборот» по отношению к предшествующему в истории (как у Маяковского). А переплетение, стык, не светлый день, а тревожный рассвет. Прочтите, пожалуйста, вступление к «Девятьсот пятому году». 13. в нашу прозу с ее безобразием С октября забредает зима. Небеса опускаются наземь, Точно занавеса бахрома. Еще не спутан и свеж первопуток, Еще не чуток и жуток, как весть В неземной новизне этих суток Революция, вся ты, как есть. Учитель. В это трудное время поэт думает о судьбе интеллигенции. «Высокая болезнь» - это искусство, лирика, духовный облик среды, близкой поэту. Мы были музыкой во льду Я говорю про всю среду. Так какова же тема названных произведений? - О смысле жизни интеллигенции, о месте человека в революции, о герои в истории. Учитель. Да, все созданные в двадцатые годы поэмы – по существу, на одну тему: человек и история, их взаимоотношение и взаимопонимание. Пастернак писал: «Наступили 20-е годы с их фальшью для многих и перерождением душевных самобытностей в механические навыки и схемы, период для Маяковского убийственный и обезличивающий, неблагополучный для Есенина, период в течение которого, например, Андрею Белому могло казаться, что он останется художником и спасет свое искусство, если будет писать противное тому, что он думает, сохранив особенности своей техники… Именно в те годы сложилась та чудовищная «советская» поэзия…» Что значило для него оставаться самим собой в этом постоянно меняющемся мире? -Не менять убеждений, не приспосабливаться, сохранить свое оригинальное. Он пишет: Я не рожден, чтоб три раза Смотреть по-разному в глаза. Учитель: Возможно, главный вклад Пастернака в поэзию заключается именно в подтверждении того, что жизнь поэта должна быть адекватна его творчеству. Когда строку диктует чувство, Оно на сцену шлет раба, И тут кончается искусство И дышат почва и судьба.
|
Наш баннер |
---|
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте.
|
Друзья сайта |
---|
|
|