1. Не спешите приступать к сочинению, не приглядевшись к портрету, не поразмыслив над тем, что привлекает вас в изображении, что сразу бросилось в глаза, какие появились ощущения при созерцании модели.
2. Узнайте как можно больше о личности, которая запечатлена на портрете, о ее жизни, увлечениях, пристрастиях; о заслугах перед обществом. Выясните, в какую эпоху жил человек, чем прославился.
3. На портретах прошлых веков много предметов, вам незнакомых, поэтому прибегайте к различным справочникам и словарям, чтобы выяснить назначение того или иного атрибута: например, чем отличается "боливар"" от "цилиндра", "чикчиры" от "панталон" или "ротонда" от "рубища".
4. В литературных источниках обращайте внимание на то, как описывают внешность авторы произведений, сравнивайте образцы, выписывайте на карточки наиболее понравившиеся примеры.
5. Не старайтесь скрупулезно, дотошно описывать внешность модели (например, нос у него толстый, мясистый, с широкими ноздрями, на одной из которых прилепилась небольшая бородавка), лицо при перечислении таких подробностей "расплывается", пропадает, как пропадает сам человек, с которого писали портрет. Важно передать основное в облике и характере изображенного, ведь перед нами не фотографическое изображение, а произведение искусства.
6. Понаблюдайте за окружающими, напишите словесный портрет заинтересовавшего вас человека, связывая его внешность и настроение, лицо и характер.
7. Начинайте сочинение, как обычно, с общего плана. Следуйте примерной схеме: а)кто изображен: наш современник или человек, живший в прошлые века; б) тип портрета: парадный, бытовой; в полный рост, поясной и т. д. в) внешний облик: лицо (что в нем особенного, привлекательного или, наоборот, отталкивающего), одежда, фигура, поза; г) внутреннее состояние, его взаимосвязь с внешностью (гармония, диссонанс): д) ваше восприятие портрета.