Под научным руководством академика РАО Г.Г. Граник создан
УМК нового типа, обеспечивающий непрерывный и целостный курс русского языка с 1-го по 9-й классы, соответствующий идеям и требованиям ФГОС второго поколения. Что такое новые учебники? Какие могут быть учебники?
На этот вопрос ответила кандидат филологических наук, научный сотрудник Психологического института РАО, Лауреат премии Правительства РФ в области образования (2008г), эксперт русской ассоциации чтения, член журналистов Борисенко Наталья Анатольевна.
На базе школы «Личность» 5 и 6 ноября прошёл семинар «ГРАМОТНАЯ ШКОЛА», где была представлена презентация учебника «Русский язык» (5-9е классы). Авторы учебника: Н.А.Борисенко, Г.Г.Граник, Н.Бондаренко. Являясь автором учебника, Н.А. Борисенко рассказала о принципе построения данного лингвистического стандарта. Ч то такое хороший учебник?
Хороший учебник – это учебник:
- академический
- понятный
- красочно - оформленный
- строгий
- учебник общения;
Скорее всего, учебник нового типа - это «учебник общения».
Это учебник, который разговаривает с вами, спрашивает, даёт задания, «сам» отвечает на вопросы. Цель – воспитать читателя через общение с учебником. Учебный материал разделён на главы с очень интересными привлекательными названиями: «Сказка о синтаксисе», «Сказка о пунктуации», «В стране воспоминаний». Образные необычные заголовки привлекают учащихся и заставляют их совершить удивительный путь в страну знаний. Необычный стиль учебника заинтересовывает ребёнка. Вся работа построена на текстах, в которых используются знаковые имена авторов мировой литературы. Текст – герой учебника. Этот учебник называют учебником культуры. Он раздвигает горизонты. Глава, посвящённая «культуре речи» в 9 классе, построена на пьесе Бернанда Шоу «Пигмалион». Это текст, на котором выполняются все грамматические задания. С какой целью введены тексты? Данные стандарты решают следующие задачи:
- отработка конкретной темы;
- проблемы грамотности;
- проблемы чтения и понимания текста;
- развитие устной и письменной речи уч-ся (беседа, диспут, дискуссия);
- развитие творческих способностей (предлагаются различные виды работ: рисование, инсценировка…)
- приобщение к досуговому чтению через познавательную деятельность;
- развитие воссоздающего воображения;
- решение нравственных проблем.
В учебнике есть всё:
1) проблемный диалог;
2)групповая и парная работа;
3)тренировочные упражнения в разных вариантах;
4) метопредметные связи;
5) индивидуальная траектория;
Учебник построен на психолого - дидактическом материале. Каждый учащийся работает в своём темпе. Используется пошаговое задание, от простого к сложному. Если ученик справился с первым заданием, учебник разрешает пропустить два и сделать следующее. Если ученик допустил хотя бы одну ошибку, учебник «говорит»: «Сделай следующее упражнение и переходи к другому». (Вот это и есть индивидуализация) Все задания компетентностны. Например: «Поговорим о плане» ( Зачем он нужен? Как его писать?)
В процессе работы выстраивается общение с учебником - «диалог» с учебником. Учебник является ещё и самоучителем. Он учит Вас: «Вы правы, если ответили приблизительно также». Для чего нужны правильные ответы? Психологически: волнение и тревога становятся меньше.
Работа направлена на развитие познавательного интереса: образный заголовок, образное понятие. Например: «ошибочное место», «звуки – волшебники», «сигнальный фонарь», «предложения - гуси», «предложения - матрёшки» и.т.д. Как привить любовь к русскому языку? Через предмет «Русский язык» развить мотивацию к учению.
Учебник прививает любовь к чтению ( через межпредметные связи). Чтение художественных текстов на уроках русского языка способствует сохранению культурного наследия ( чтение через учебник !)
Наконец, учебник предполагает работу с интернет – ресурсами (электронные ссылки: ссылки на «грамоту», на электронный ресурс «синонимы»), отдельное самостоятельное исследование и.т.д
Итак, каковы же основные цели и задачи учебника нового типа?
- Пробуждение у учащихся осознанной любви и интереса к школьному предмету;
- формирование положительной учебной мотивации;
- воспитание культурного человека, свободно владеющего грамотной устной и письменной речью;
- усвоение основ научных знаний;
- понимание учащимися лингвистических понятий, принципов, законов, всего изучаемого материала.
Когда книга учит? Когда тебе интересно, легко и свободно.
Литвина Елена Валерьевна
Учебник нового типа – помощник учителя
• Есть у вас время искать дополнительный интересный материал к уроку? Придумывать творческие задания?
• Проверять каждый(!) день тетради? Каждое задание?
• Заниматься обучением пониманию текста?
• Развитием воображения? памяти? самоконтроля?..
• Придумывать проекты? Организовывать работу в группах?
• Блуждать по Интернету в поисках интернет-ресурсов по предмету?
• Стимулировать досуговое (свободное) чтение детей?..
Все эти проблемы решаются с помощью учебника нового типа. Современные технологии обучения тоже реализуются через учебник
Литвина Елена Валерьевна
|