Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 02.05.2024, 09:39

Солнечный луч

Меню сайта
вход
Погода
Наш опрос
Оцените мой сайт
javascript:; javascript:;
Всего ответов: 1554

Статистика
.
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Время жизни сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Занимательно о русском языке

Критерии синонимичности в лексикографии. Жанр слова как метод обучения.


 В последнее десятилетие существенно изменилось обучение в школе русскому языку, в частности усилилась личностно развивающаяся функция языка, все более  четко выраженной становится коммуникативно - речевая направленность. Реализация  языкового  образования и речевого школьника сливаются в единый процесс познавательной деятельности, направленной на овладения языком и речью, на саморазвитие и становление речевого мышления ученика. Особое  внимание уделяется познавательной деятельности учащегося, использование жанра слова как метода.   В этой связи большое внимание уделяется значению слова, его лексическому богатству, процессу синонимичности слова в русской лексикографии.  Богатства русского языка в полной мере позволяет подтвердить мысль, что все слова синонимичны.

Проблемы синонимии – одна из проблем лексической семантики. Все многообразие подходов к определению сущности синонимии можно рассматривать на основе критериев синонимичности, то есть тех конститутивных признаков, которые те или иные исследователи признают необходимыми и достаточными для того, чтобы считать слова синонимами. Можно выделить четыре основных критерии синонимичности: интуитивно- смысловой, функциональный, структурный, денотативный.    

Амплитуда взгляда на данный вопрос весьма разнообразна. Интуитивно-смысловой критерий восходит к словарям 18-19века, господствует в русской лексикографии и поныне. Группировка слов происходит на основе интуитивных представлений о тождестве или близости значений  слов или на основе сопоставления выраженных этими словами понятий. (Первым русским словарем, относящимся к разработке синонимии, был " Лексикон славяно-русский и имен толкование».П. Беринда, 1627). В 19 веке синонимы называли сословами или тождесловами. Функциональный критерий синонимии, позволяет считать синонимами слова, взаимозаменяемые в контексте. Взаимозаменяемость свидетельствует об общности их значений.

 Структурный критерий синонимичности основывается на существовании соответствий между семантическими и синтаксическими закономерностями о взаимообусловленности значений слов и их синтаксического окружения.   Денотативные синонимы – это синонимы, которые могут быть определены как слова – знаки одной части речи, обозначающие один денотат при смежных лексических понятиях.                                                                                                                                    

  Такая свободная интерпретация синонимики приводит к тому, что один денотат может характеризоваться многими десятками близкозначных единиц (всегда, постоянно, обычно, как правило, часто, регулярно, иногда, резко, едва ли, почти, никогда, многократно, от случая к случаю).        

Слово – жанр учебно-научной речи ,обладающий явлением синонимии, которое позволяет мыслить, думать, сообщает информацию. Владение словом как жанром позволяет учащимся убедительно и точно доказывать свою мысль, анализировать текст, проявлять логику изложения. Исследование слова способствует развитию познавательной активности учащихся, гибкости мыслительной деятельности.    Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: интересна попытка работы над словами (синонимами ) как показатель того, что русский язык необычайно богат и разнообразен.

 Литвина Елена Валерьевна - учитель русского языка и литературы

Категория: Занимательно о русском языке | Добавил: Ирина (10.07.2011) | Автор: преподаватель
Просмотров: 2469 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Мини профиль
09:39
Вы вошли как: Гость
Поиск
Фотогалерея
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте.

Описание сайта


Друзья сайта
Фраза дня

Copyright MyCorp © 2024
Добро пожаловать на сайт "Солнечный луч" учителя русского языка и литературы Романенко Ирины Леонидовны.