В последнее
десятилетие существенно изменилось обучение в школе русскому языку, в частности
усилилась личностно развивающаяся функция языка, все более четко выраженной становится коммуникативно -
речевая направленность. Реализация
языкового образования и речевого
школьника сливаются в единый процесс познавательной деятельности, направленной
на овладения языком и речью, на саморазвитие и становление речевого мышления
ученика. Особое внимание уделяется
познавательной деятельности учащегося, использование жанра слова как
метода. В этой связи большое внимание
уделяется значению слова, его лексическому богатству, процессу синонимичности
слова в русской лексикографии. Богатства
русского языка в полной мере позволяет подтвердить мысль, что все слова
синонимичны.
Проблемы синонимии – одна из проблем лексической семантики.
Все многообразие подходов к определению сущности синонимии можно рассматривать
на основе критериев синонимичности, то есть тех конститутивных признаков, которые
те или иные исследователи признают необходимыми и достаточными для того, чтобы
считать слова синонимами. Можно выделить четыре основных критерии
синонимичности: интуитивно- смысловой, функциональный, структурный, денотативный.
Амплитуда взгляда на данный вопрос весьма разнообразна.
Интуитивно-смысловой критерий восходит к словарям 18-19века, господствует в
русской лексикографии и поныне. Группировка слов происходит на основе
интуитивных представлений о тождестве или близости значений слов или на основе сопоставления выраженных
этими словами понятий. (Первым русским словарем, относящимся к разработке
синонимии, был " Лексикон славяно-русский и имен толкование».П. Беринда, 1627).
В 19 веке синонимы называли сословами или тождесловами. Функциональный критерий
синонимии, позволяет считать синонимами слова, взаимозаменяемые в контексте.
Взаимозаменяемость свидетельствует об общности их значений.
Структурный критерий
синонимичности основывается на существовании соответствий между семантическими
и синтаксическими закономерностями о взаимообусловленности значений слов и их
синтаксического окружения. Денотативные
синонимы – это синонимы, которые могут быть определены как слова – знаки одной
части речи, обозначающие один денотат при смежных лексических понятиях.
Такая свободная
интерпретация синонимики приводит к тому, что один денотат может
характеризоваться многими десятками близкозначных единиц (всегда, постоянно,
обычно, как правило, часто, регулярно, иногда, резко, едва ли, почти, никогда,
многократно, от случая к случаю).
Слово – жанр учебно-научной речи ,обладающий явлением
синонимии, которое позволяет мыслить, думать, сообщает информацию. Владение
словом как жанром позволяет учащимся убедительно и точно доказывать свою мысль,
анализировать текст, проявлять логику изложения. Исследование слова
способствует развитию познавательной активности учащихся, гибкости мыслительной
деятельности. Исходя из
вышесказанного, можно сделать вывод: интересна попытка работы над словами
(синонимами ) как показатель того, что русский язык необычайно богат и
разнообразен.
Литвина Елена Валерьевна - учитель русского языка и литературы
|