Билет № 17 Отрастить ч…лку, вырастить крыж…вник, сдать отч…т, предлагать ш…колад, тяж…лый человек, поч…тный караул, ш…лковый костюм, неясный ш…пот, красивый капюш..н, ж…сткая дисциплина, ч…рствый человек, маленькая щ…лка, ровный ш…в, мягкая ш…рстка. Щ…лкнул выключатель, заж…гся свет, и окно стало ч…рным. Исчезли оч…ртания деревьев, слышался только шум идущих по ш…ссе машин. Но скоро и он стихнет. Опустится ночь с ее осторожными ш…рохами и невнятным ш…потом.
Билет № 18 Определите вид, время, спряжение глагола. Дороги превратились в кашу, Я пробираюсь в стороне. Пастернак Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду. Словно бабочек легкая стая С замираньем летит на звезду. С. Есенин Билет № 19
– Найдите существительные, у которых род определен неправильно: 1) какаду – м. р.; 2) педагог – м. р.; 3) тополь – м. р.; 4) вермишель – ж. р.; 5) домишко – ср. р.; 6) домино – ж. р. 7) кофе –ср.р. 2.Сделайте морфологический разбор имени существительного
Мальчишки искали раковины на мор-ском берегу. Фамилия
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО Имя существительное на берегу
Начальная форма
Собственное Одушевленное Нарицательное Неодушевленное Род Число Склонение Падеж
В предложении является Оценка
Билет № 20 Прочитайте и озаглавьте текст, спишите, разделите текст на предложения, расставив знаки препинания и восстанавливая пропущенные буквы; выполните морфологический разбор одного прилагательного (на выбор) Хорош(?) зимний день воздух свеж(?) прозрачен и чист сквозь обл..ка изредка проб..рется луч(?) солнца и опять исчезн..т он не горяч(?) но осл..пителен и ярок ветер жгуч(?) и порывист но детям м..роз не страшен они всегда в..селы и б..дры.
Билет № 11 Прочитайте текст и определите его основную мысль. Выпишите 5 слов, являющихся служебными частями речи Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого чуждого примеса, течет, как гордая, величественная река – шумит, гремит – и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса!
Билет №12 1. Найти подлежащее: Старый мостик смыли потоки дождя. Сказки Пушкина читают все. Город украшает бульвар. Игрушечный танк мне подарил брат. 2. Найти сказуемое: Гроза постепенно удалялась. Этот край очень скромен. Птицы – наши друзья. Люблю я пышное природы увяданье. Скинуло кафтан зелёный лето. Утро свежо. 3. Книга – это история народов земли. Хорошая книга – просто праздник. Чтение – вот лучшее учение.
Билет №13 Напишите небольшой рассказ «Зимние забавы», используя, в случае необходимости, опорные слова. Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу. Выделите в предложениях второстепенные члены. Время года, прекрасное, найти, развлечение, по душе, играть, снежки, бегать, коньки, лыжи, эстафета, кататься, санки, горка, соревнования, снеговик, фигурки, снег, конкурс.
Билет №14 Найдите предложения с однородными членами из текста художественного произведения, изучаемого на уроках литературы, составьте схемы этих предложений. Ураган занес домик в страну необычайной и поразительной красоты. Вокруг расстилался зеленый луг, по краям росли деревья со спелыми плодами. На полянах виднелись клумбы розовых, белых и голубых цветов. В воздухе порхали крошечные птички, разноцветные бабочки. На ветвях деревьев сидели красногрудые и золотисто-зеленые попугаи и кричали странными голосами. За плодовыми деревьями виднелись маленькие мужчины и женщины.
Билет №15
Объедините простые предложения в сложные, используя союзы, указанные в скобках. КАК ОБРАЗУЮТСЯ ПЛОТНЫЕ СУГРОБЫ С севера подул студеный ветер. С неба посыпались снежинки. (И) Они падают на землю. Все вокруг застилается белым покрывалом. (Когда) Каждый слой снега сначала бывает рыхлый. Снежинки ложатся не плотно друг к другу. (Потому что) Растут сугробы. Снежный покров становится плотным. (И)
Билет № 16 Выберете из теста иноязычные слова, составьте с ними словосочетания. По каким признакам вы опознали заимствованные слова? Л…генда, простота, б…ллетень, келья, чистенький, сестричка, адм…нистрация, приучить, этаж, гр..фин, молоко, близкий, ди…та, ножницы, к…раул, братский, обновка, ав…ация. Какие слова употреблены в прямом, а какие – в переносном значении? Плачущая береза, плачущий ребенок; дремлет лес, дремлет собака; разыгравшиеся воды, разыгравшиеся дети; спят цветы; спят дети; крылатый звук, крылатая ракета; волнистое облако, волнистые волосы.
Билет №4 Ходит грач(..), вещ(…) хороша, шепчется камыш(…), голубоватый луч(…), лесная глуш(…), видиш(…)доч(…), красивая брош(…), возле дач(…), с высоких круч(…), оказать помощ(…), печеш(…) пирог, небо без туч(…), спасает доч(…) Испеч(…), улыбаеш(…)ся, возле дач(…); стереч(…), тиш(…), карандаш(…), спешиш(…),между туч(…); метеш(…), трудиш(…)ся, место встреч(…);картеч(…), товарищ(…).
Билет №5 1. Объясните графически, почему в словах с одинаковыми приставками в одном случае пишется ъ, в другом – нет. Разлить – разъяснить, съехать – сузить, Сёмка – съёмка, предъюбилейный – предложить. 2.Раз…ярённый зверь, с…ёжиться от холода, об…яснить задачу, л…ётся дождь, раз…единить провода, большой об…ём, раз…увериться во всем, с…узить юбку, под…езд к дому, в…ёт гнездо, сер…ёзная опасность.
Билет № 6 (Не) беречь поросли – (не) видать деревьев. (Не) навидеть врага. Чужим умом (не) построишь дом. В решете воду (не) удержишь. (Не) долюбливать знакомого. Мне (не) здоровится. Написано пером – (не) вырубить топором. Свято место пусто (не) бывает. (Не) доумевать в сложной ситуации. (Не) имей сто рублей, а имей сто друзей. Как аукне(-тся,-ться) так и откликне(-тся, -ться) От работы руки не отниму(-тся, -ться) Мир освещае(-тся, - ться) знанием. Друг за дружку держа(-тся, -ться) – ничего не бояться. На миру и работа спори(-тся, -ться)
Билет №7
Интересный, занимательный, __________________________. Большой, громадный, _________________________________. Хороший, славный, ___________________________________. Определите значения слова острый нож - острый ум - острый нос лодки - острый недостаток воды - острый язык –
Билет № 8 Найдите прилагательные-антонимы. Составьте с ними свои предложения. Пусть равномерны промежутки, Что разделяют наши сутки, Но, положив их на весы, Находим долгие минутки И очень краткие часы. С. Маршак В белом инее черные елки На подтаявшем снеге стоят. А. Ахматова
Билет № 9
. Используя указанные слова, запишите известные пословицы и поговорки. Какую морфему вы употребили, чтобы связать слова в предложения? Сделайте вывод о том, какую роль играет эта морфема в слове. Без, наука, рука, без – _________________________________. Что, люди, то, пожелать, и, получить, сам – ____________. Огонек, с, работать – ________________________________. Нос, не, комар, подточить – ___________________________.
Добавьте к основам слов нужные окончания. Проанализируйте, какую роль в слове играют окончания. В летн.. день в самой чащ.. лес.. у лосих.. родился лосёнок. Лосих.. была огромн.. . Шерсть у неё была сер.., жёстк.., а лосёнок родился маленьк.., рыженьк.., совсем как домашн.. теленок. Мать и сын лежал.. у ручь.., в густ.. ольхов.. заросл.. . Лосёнок угрелся на солнышк.. и уснул. А лосих.. лежал.. рядом и чутко прислушивалась – не гроз.. ли откуда-нибудь опасность.
Билет №10 Прочитайте текст и определите его основную мысль. Выпишите 5 слов, являющихся самостоятельными частями речи Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого чуждого примеса, течет, как гордая, величественная река – шумит, гремит – и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса!
1.Расставьте ударения в словах: Сантиметр, звонит, теннис, жалюзи; 2. Повтор согласных. Как называют этот прием звукописи?
Еще в полях белеет снег, [б’] А воды уж весной шумят – [в], [в’] Бегут и будят сонный брег, [б’], [б], [б] Бегут и блещут и гласят… [б’], [б] Ф. Тютчев Повтор гласных. Как называется этот прием звукописи? Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела… Б. Пастернак
Билет № 3 Прим…рить платье, прим…рить врагов, пол…скать котенка, пол…скать белье, инт…ресный маршрут, хок…ейный матч, рас…казывать сказку, отд…ленный участок, кол…чий еж, зап…х сирени, разг…дать ребус, уг…дить подарком, с…рьезное жюри, чес…ный поступок, ве…ти за руку, ве…ти на машине. Звез…ное небо, ше…твовать по дороге, уча…твовать в соревновании, ше…ствовать над малышами, чес…ное признание, грус…ная мелодия, хвас…ливый заяц, громо…дкий узел, долго здра…ствовать, трос…никовые заросли, страс…ный призыв, бл…снуть на солнце, про…ьба отца.