УРОК – ИССЛЕДОВАНИЕ
Тема. ЧАСТИЦЫ
Цели:
1. Познакомить учащихся с грамматическими характеристиками частиц, их семантикой, ролью в организации предложения и текста.
2. Помочь учащимся осмыслить и оценить накопленный речевой опыт, усвоить абстрактные лингвистические понятия, оттенки значения, смысловые оттенки, модальные частицы.
3. Повторить правописание частицы НЕ с различными частями речи.
Оборудование: интерактивная доска, плакаты с текстами, магнитофон, микросхемы, таблица, рисунки, таблица со словарным словом.
Эпиграф (на доске): «Дивной вязью он (народ) плёл невидимую сеть русского языка»
( А. Н. Толстой)
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Повторение.
1) Учитель: В связи с тем, что сегодня мы с вами совершим путешествие в страну Частиц, целью первого этапа урока будет закрепление правописания НЕ с различными частями речи.
( У доски работает один учащийся, аналогичное задание с использованием перфокарт выполняют четверо других учеников )
Говорить неискренне, не приехать вовремя, ничуть не удивившись, никого не увидевший, неравнодушный, никому не сделавший добра, не интересуясь чужой жизнью.
Сравните морфемы: ВШИ ( дееприч ), -ВШИЙ (прич ).
Какое значение придаёт частица НЕ?
2) Синтаксический разбор
Человек, не умеющий понять другого, обедняет свою жизнь и мешает жить окружающим.
( Учащийся у доски отображает возможные схемы предложения )
3. Объяснение нового материала
( Обратить внимание учащихся на эпиграф к уроку)
Учитель: Ребята, проникая в «невидимую сеть русского языка», мы с вами сейчас акцентировали внимание на узкой сфере использования частиц, а именно частицы НЕ. Но частицы - чрезвычайно разнообразная часть речи . Наша задача - понять, какую роль играет частица в организации предложения и текста, каковы их стилистические функции.
{C}1) Знакомство с таблицей ( Таблица, составлена на основе словаря - справочника лингвистических терминов ( Д.Э.Розенталь, М.А.Теленкова )
Частицы – разряд служебных слов, придающих дополнительные смысловые или эмоциональные оттенки предложениям или отдельным словам.
По значению выделяются:
а) частицы, выражающие различные смысловые оттенки слов в речи:
- неопределённые: кое, либо, нибудь, то ( первая выступает в роли приставки, остальные являются суффиксами);
- ограничительные: единственно, лишь, почти, только и.т.д.
- указательные: вон, вот, зто
- усилительные: даже, же, и, уже и др.
- уточнительные: именно, как раз. ровно
- вопросительные: ли, разве. Неужели ужели;
- отрицательные: НЕ, НИ;
- Модальные ( выражающие отношение говорящего к сообщаемому): авось, куда, уж, вряд ли, едва ли, чай и др;
- обозначающие передачу чужой речи: да, дескать, мол;
2) частицы, вносящие в речь экспрессивно – эмоциональные оттенки (восклицательные): ведь, как, что за, вот ещё и.т.д.
3) формообразующие частицы; бы, бывало, пусть, да, пускай, ка.
ВОПРОСЫ ДЛЯ АНАЛИЗА:
- На какие группы делятся частицы? Отметьте наиболее употребительные. В КАКИХ СТИЛЯХ РЕЧИ ОНИ ВУСТРЕЧАЮТСЯ?
Какие частицы используются редко?
2. Анализ текста Н.И. Сладкова « Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты» (ТЕКСТ БЕЗ НАЗВАНИЯ ПРОЕЦИРУЕТСЯ НА ДОСКУ).
- Угадай, кто я? Ем жуков и муравьёв и живу на ёлке.
- Неужели дятел?
- Нет, вот и не угадал! Ещё я ем ос и шмелей.
- Так ты птица осоед.
- Как же осоед! Ещё я ем гусениц и личинок.
- Как раз гусениц и личинок любят дрозды
- Действительно, дрозды, а не я. Ведь я грызу сброшенные лосями рога.
- Ну тогда ты, наверное лесная мышь.
- Вот ещё – мышь! Бывает, я даже сама ем мышей.
- Хорошо! Тогда ты кошка!
- Куда уж – кошка! Иногда я ем ящериц. И изредка рыбу.
- Ладно, ты – цапля.
- Где уж – цапля! Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнёзд яйца.
- Точно, куница!
- Вот именно – не куница. Куница – мой старый враг. А ем я ещё почки, орехи, семена ёлок и сосен, ягоды и грибы.
- Скорее всего ты – свинья, раз лопаешь всё подряд. Ты одичавшая свинья, которая сглупу забралась на ёлку!
- Нет, нет и нет. Я БЕЛКА! Запомни: кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних мух, а белки грызут не только орешки.
Вопросы и задания:
Прочитайте выразительно текст. Понравился ли он вам? Чем?
Озаглавьте. Сравните своё название с авторским.
Определите стиль. Дайте обоснование.
Сравните два предложения:
Ты ошибся, потому что я не лесная мышь.
Вот ещё – лесная мышь!
В каком предложении содержание сжато, энергично, впечатляюще? Какими средствами?
Найдите в тексте аналогичные конструкции. Какfя часть речи помогает наиболее точно и ёмко показать отношения собеседников?
Укажите в тексте все частицы или сочетания с ними, их разряды по значению.
Подумайте, частицы связывают части предложения, его члены или целые предложения?
Признаком какого стиля является употребление частиц в данном контексте?
Почему в тексте разговорного стиля используется множество частиц?
Обилие частиц в разговорной речи объясняется тем, что в условиях общения нужно не просто передать определённую информацию, а выразить своё отношение к ней и собеседнику сжато и эмоционально. Эту роль хорошо выполняют частицы.
3. Учитель. Частицы могут «ПУТЕШЕСТВОВАТЬ» по предложению, но их место всё-таки строго закреплено: каждая частица употребляется говорящим или пишущим перед тем словом или словосочетанием, которое важно для автора.
ЧЕМПИОН (франц.)- учащие приводят толкование слова.
Задание: в предложение « Я чемпион» частицы, принадлежащие к различным разрядам.
Варианты, предложенные учащимися:
Я не чемпион.
Именно я чемпион.
Неужели я чемпион?!
Даже я чемпион.
Я всё – таки чемпион.
Какие значения придают частицы словам и предложению ?
4. Лингвистический эксперимент (лат. Проба, опыт).
Обучение коммуникативно - целесообразному употреблению частиц.
( На доску спроецирован текст, на котором есть пропуски – карманчики. Текст показан без частиц, которые заранее записаны на плакате.)
… У птиц забавные встречаются имена … поверишь, что водится птица – поганка. Поганка … рога … и птичка – завирушка есть. Или … юла.
… Совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка и … чечевица. А … плохое название чиж или чечётка … непонятными будут для нас имена : зеленушка, синехвостка, белолобик ? … Названия – прозвиша лучше всего!
Учитель. Давайте поучимся «дивной вязи»: дополните текст необходимыми частицами ( именно, всё – таки, ведь , разве, неужели, а вот, даже, да ещё и, едва ли, просто).
Сделайте вывод о роли частиц в тексте.
5. Научное исследование лингвистической проблемы.
Учитель. Термин «частица» является буквальным перев одом латинского слова «particular» и употребляется в языкознании в двух значениях: в широком, когда к частицам уже 200 лет относят все служебные части речи, противопоставляя их знаменательным частям речи (А. А Шахматов, Л. В. Щерба, В. В. Виноградов).
Более 100 лет назад ( в 1897 году) впервые в русской и зарубежной лингвистике учёный Добнаш назвал частицу самостоятельной частью речи и даже ограничил её от других служебных слов. С тех пор термин «частица» употребляется и в узком значении – для именования конкретной части речи.
Какая точка зрения, на ваш взгляд, более убедительная? Почему?
Роль частиц в художественном произведении чрезвычайно велика. Они придают тексту экспрессивность, ёмкость, выразительность.
В книге С. Н. Приходько «Хоровод цветов» повествуется об истории цветка гладиолуса, благородного чужестранца, имя которого с латинского переводится как «меч», а его русское название шпажник (показать рисунок, обратить внимание на форму цветка).
Учитель читает легенду, желательно использовать «тихий фон» - музыку):
Жестокий римский полководец, взяв в плен воинов – фракийцев, сделал их гладиаторами (показать рисунок ). Двум же из них – Севту и Терсу – красавицам – юношам , друзьям он приказал биться друг с другом насмерть, обещая победителю свободу и руку своей дочери. Но кровавая битва всё – таки не состоялась . Разве могли юноши предать дружбу? Тогда разъярённые римляне убили их. И вот на месте вонкнутых гладиаторами в землю мячей расцвели прекрасные гладиолусы. Именно с тех пор этот цветок считается символом дружбы, верности и памяти.
При повторном прослушивании учащиеся записывают в тетрадь только частицы, объясняют их роль в тексте.
6. Учитель. Многие русские писатели и поэты употребляли в своём творчестве частицы. Например, А. С.Пушкин использовал частицу ВОТ ОКОЛО 1000 РАЗ. А частица использовалась поэтом более 300 раз.
Вывод: частицы выделяют, усиливают те слова, которые необходимы автору для более точного выражения идейно – художественного содержания.
7. Знакомство с миниатюрой Феликса Кривина «БЫ, ЛИ, ЖЕ» (магнитофонная запись).
БЫ, ЛИ, ЖЕ… Это не просто служебные слова. Их нельзя смешивать с каким – то КОЕ или НИБУДЬ , которые примазываются к членам предложения, держатся за них своей чёрточкой.
Частицы БЫ, ЛИ, ЖЕ не таковы, несмотря нВ своё служебное положение, они вполне самостоятельны и пишутся отдельно от других слов – это нужно всегда помнить.
Каждая из них занята своим делом – старается подчеркнуть главную мысль.
А в неслужебное время… О, о чем только не говорят служебные слова в неслужебное время!
- Если бы у меня было не две, а три буквы, - говорит частица БЫ, - я бы такое сказала!
Ах эта частица БЫ какая она мечтательница!
- Вряд ли, - возражает ей частица ЛИ, верная своей привычке всегда сомневаться. - Да и нужна ли тебе лишняя буква?
- Это же пустой разговор, - останавливает их ЖЕ, привыкшая реально смотреть на вещи. – Тебе же вполне хватает двух букв – больше не положено по правописанию.
Так сорят в свободное время эти частицы. Хотя все они служебные слова, но у каждой из них свой характер, поэтому ведут они себя в тексте по – разному.
БЫ мечтает
ЛИ сомневается
ЖЕ утверждает.
И попробуйте прожить хотя бы без одной из этих частиц! Не проживёте!
( На доску спроецирован текст о частицах. Предлагается выразительно прочитать данное стихотворение )
Нам частицы разные встречаются.
Чем же всё – таки они все различаются?
Одни бывают формообразующими,
Три наклонения глаголов показующими.
НЕ и НИ – подруги – сестрицы –
Отрицательные частицы
Если станут перед существительным
( в падеже, конечно же, родительном),
Отрицательное значение
Принимает это предложение.
Если НИ со словом НЕТ ПОМИРЯТСЯ
Отрицанье в тот же час усилится,
Если же к союзам подчинительным пристанет,
То значенье положительным вдруг станет.
Чтобы две эти частицы писать,
Надо знать, как же их различать.
Частицы модальные – хотят не хотят –
Покажут своё отношение к тому, о чём говорят.
Частицы вносят смысл в предложение,
Ему придают выражение.
4) Домашнее задание: составить сочинение – миниатюру о частицах.
Романенко Ирина Леонидовна
|