Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 20.11.2017, 20:15

Солнечный луч

Меню сайта
вход
Погода
Наш опрос
Оцените мой сайт
javascript:// javascript://
Всего ответов: 1511

Статистика
.
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Время жизни сайта

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Урок - исследование. Частицы.
17.11.2012, 22:08

                                                       УРОК – ИССЛЕДОВАНИЕ

 

                                                            Тема.   ЧАСТИЦЫ

 

       Цели:

1.      Познакомить учащихся с грамматическими  характеристиками  частиц, их семантикой, ролью в организации предложения и текста.

2.      Помочь учащимся осмыслить и оценить накопленный речевой опыт, усвоить абстрактные лингвистические понятия, оттенки значения, смысловые оттенки, модальные частицы.

3.      Повторить правописание частицы  НЕ   с различными частями речи.

     Оборудование:  интерактивная доска, плакаты  с  текстами,  магнитофон, микросхемы, таблица, рисунки, таблица со словарным словом.

            Эпиграф  (на  доске):     «Дивной вязью он (народ) плёл   невидимую  сеть   русского   языка»

                                                   

                                                                                                                    ( А. Н. Толстой)

                                                Ход   урока

     

1.          Организационный  момент.

2.          Повторение.

 1)    Учитель:    В  связи с тем,  что  сегодня  мы  с  вами  совершим  путешествие  в  страну  Частиц, целью первого этапа  урока  будет  закрепление  правописания   НЕ  с различными частями речи.

      ( У  доски работает  один  учащийся, аналогичное задание  с  использованием перфокарт выполняют   четверо других учеников )

 

       Говорить неискренне, не приехать  вовремя, ничуть не удивившись, никого не увидевший,  неравнодушный, никому не сделавший добра, не интересуясь чужой жизнью.

                                                 

       Сравните  морфемы:   ВШИ   ( дееприч ),  -ВШИЙ               (прич ).  

        Какое значение придаёт частица  НЕ?

2)   Синтаксический разбор

Человек,  не умеющий понять  другого, обедняет свою жизнь и мешает жить  окружающим.      

(  Учащийся  у доски  отображает  возможные схемы предложения )

 

3.      Объяснение  нового материала

( Обратить внимание учащихся на эпиграф к уроку)

Учитель:  Ребята, проникая в «невидимую сеть русского языка», мы с вами сейчас акцентировали внимание на узкой сфере использования частиц, а именно частицы  НЕ.  Но  частицы -  чрезвычайно разнообразная часть речи .   Наша задача -  понять, какую роль играет частица  в организации предложения  и текста, каковы их стилистические функции.

{C}1)       Знакомство  с таблицей     ( Таблица, составлена на   основе    словаря - справочника  лингвистических  терминов    ( Д.Э.Розенталь, М.А.Теленкова )

   Частицы – разряд  служебных слов, придающих  дополнительные смысловые  или эмоциональные  оттенки предложениям или отдельным словам.     

По  значению  выделяются:

а)  частицы, выражающие различные смысловые оттенки слов в речи:

-   неопределённые:  кое,  либо, нибудь, то ( первая выступает  в роли приставки, остальные являются суффиксами);

-   ограничительные: единственно, лишь, почти, только  и.т.д.

-    указательные:  вон, вот, зто    

   - усилительные: даже, же, и, уже и др.

  - уточнительные: именно, как раз.  ровно

 - вопросительные: ли, разве. Неужели ужели;

 - отрицательные:  НЕ, НИ;

 - Модальные ( выражающие отношение говорящего к сообщаемому): авось, куда, уж, вряд ли, едва ли, чай и др;

 - обозначающие  передачу  чужой  речи: да, дескать, мол;

2)  частицы,  вносящие в речь экспрессивно – эмоциональные оттенки (восклицательные): ведь, как,  что за, вот ещё и.т.д.

3) формообразующие частицы; бы, бывало, пусть, да, пускай, ка.

ВОПРОСЫ  ДЛЯ  АНАЛИЗА:

 -  На  какие  группы  делятся  частицы? Отметьте  наиболее  употребительные. В КАКИХ СТИЛЯХ РЕЧИ  ОНИ  ВУСТРЕЧАЮТСЯ?

    Какие  частицы  используются редко?

2.  Анализ  текста  Н.И. Сладкова « Скажи, что ты ешь, и я скажу,  кто  ты»  (ТЕКСТ  БЕЗ  НАЗВАНИЯ  ПРОЕЦИРУЕТСЯ  НА  ДОСКУ).     

 

 -  Угадай, кто  я? Ем жуков и муравьёв  и  живу  на  ёлке.

 - Неужели  дятел?

- Нет,  вот  и  не  угадал! Ещё  я  ем  ос и шмелей.

 - Так  ты  птица  осоед.

 - Как  же  осоед! Ещё  я  ем гусениц  и  личинок.

- Как  раз  гусениц  и  личинок  любят  дрозды

- Действительно, дрозды, а не я. Ведь  я  грызу  сброшенные  лосями  рога.

- Ну тогда  ты,  наверное  лесная мышь.

- Вот  ещё – мышь! Бывает,  я  даже  сама  ем  мышей.

- Хорошо! Тогда ты  кошка!

- Куда уж – кошка! Иногда  я ем  ящериц. И изредка  рыбу.

- Ладно, ты – цапля.

- Где уж – цапля! Я ловлю птенцов  и таскаю из птичьих гнёзд  яйца.

- Точно, куница!

- Вот именно – не куница. Куница – мой старый враг. А ем   я  ещё почки, орехи, семена  ёлок  и  сосен, ягоды и грибы.

-  Скорее всего  ты – свинья, раз лопаешь  всё подряд. Ты одичавшая свинья, которая  сглупу  забралась  на  ёлку!

-   Нет, нет и нет.  Я  БЕЛКА!  Запомни:  кошки  едят не только мышей,  чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних мух, а белки грызут не только орешки.

 

Вопросы  и задания:

Прочитайте  выразительно текст. Понравился  ли  он  вам? Чем?

Озаглавьте. Сравните своё название  с  авторским.

Определите  стиль. Дайте обоснование.

Сравните  два предложения:

Ты  ошибся, потому  что  я не  лесная  мышь.

Вот  ещё – лесная мышь!

В  каком  предложении содержание  сжато, энергично,  впечатляюще? Какими  средствами?

Найдите  в тексте  аналогичные конструкции. Какfя  часть  речи  помогает  наиболее точно и  ёмко  показать  отношения  собеседников?

Укажите  в тексте  все частицы  или  сочетания  с ними, их  разряды по значению.

  Подумайте, частицы  связывают части предложения, его  члены  или  целые  предложения?

  Признаком  какого  стиля  является  употребление  частиц  в  данном  контексте?

Почему  в тексте разговорного стиля используется  множество  частиц?

Обилие  частиц  в  разговорной речи объясняется тем, что  в условиях общения нужно  не просто передать определённую информацию, а  выразить   своё  отношение  к  ней  и собеседнику  сжато  и эмоционально.  Эту  роль  хорошо  выполняют  частицы.

  3. Учитель.   Частицы могут «ПУТЕШЕСТВОВАТЬ»  по предложению, но их место всё-таки  строго закреплено:  каждая  частица  употребляется  говорящим  или  пишущим  перед  тем  словом  или  словосочетанием, которое  важно  для автора.

      ЧЕМПИОН  (франц.)- учащие  приводят  толкование  слова.

Задание:      в предложение « Я  чемпион»  частицы, принадлежащие  к  различным     разрядам.

         Варианты, предложенные  учащимися:

                      Я   не   чемпион.

                      Именно   я   чемпион.

                    Неужели   я  чемпион?!

                      Даже   я   чемпион.

                    Я   всё – таки   чемпион.

 

Какие значения  придают  частицы  словам и  предложению ?

4.  Лингвистический   эксперимент   (лат.  Проба, опыт).

Обучение   коммуникативно -   целесообразному   употреблению   частиц.

( На  доску  спроецирован  текст, на  котором  есть  пропуски  – карманчики. Текст  показан без частиц,  которые   заранее записаны  на плакате.)

       

    …    У  птиц  забавные  встречаются  имена     …   поверишь, что  водится  птица – поганка. Поганка    …    рога    …    и птичка – завирушка  есть. Или  …    юла.

    …    Совсем   милые  имена:  овсянка, просянка,  коноплянка  и   …     чечевица.  А    …      плохое  название   чиж  или  чечётка        …      непонятными  будут  для  нас  имена :   зеленушка,  синехвостка,  белолобик ?       …    Названия – прозвиша  лучше  всего!

 

       Учитель.  Давайте  поучимся  «дивной вязи»:  дополните  текст  необходимыми    частицами   ( именно,   всё – таки,   ведь ,  разве,   неужели,  а вот,   даже,   да ещё  и,   едва  ли,   просто).

  Сделайте вывод о роли частиц в  тексте.   

 

5. Научное  исследование  лингвистической  проблемы.

Учитель. Термин  «частица»  является буквальным перев одом  латинского  слова «particular»  и употребляется в языкознании в двух значениях: в широком, когда к частицам уже 200 лет относят все служебные части речи, противопоставляя их знаменательным частям речи (А. А Шахматов, Л. В. Щерба, В. В. Виноградов).

      Более  100 лет  назад ( в 1897 году) впервые в русской  и  зарубежной  лингвистике  учёный  Добнаш  назвал частицу  самостоятельной частью речи  и даже  ограничил её от других служебных слов. С тех пор  термин  «частица»  употребляется и в узком значении – для именования конкретной части речи.

    Какая точка зрения, на ваш взгляд, более убедительная?  Почему?

Роль частиц в художественном  произведении  чрезвычайно  велика. Они придают тексту экспрессивность,  ёмкость,  выразительность.

     В    книге  С. Н. Приходько  «Хоровод  цветов» повествуется об  истории цветка гладиолуса, благородного  чужестранца, имя которого  с  латинского переводится как «меч», а его русское название шпажник (показать рисунок, обратить внимание на форму  цветка).

  Учитель  читает легенду, желательно использовать  «тихий  фон» - музыку):

 

                Жестокий римский полководец,  взяв  в плен воинов – фракийцев,  сделал их гладиаторами  (показать  рисунок ).  Двум  же из них – Севту  и Терсу – красавицам – юношам , друзьям  он  приказал  биться друг  с другом  насмерть, обещая победителю  свободу  и  руку своей дочери. Но кровавая  битва всё – таки не состоялась . Разве могли  юноши  предать дружбу? Тогда разъярённые римляне убили их. И вот на месте  вонкнутых  гладиаторами в землю мячей расцвели прекрасные  гладиолусы. Именно  с тех  пор  этот цветок считается символом  дружбы, верности и памяти.

 

           При повторном прослушивании учащиеся  записывают  в тетрадь  только  частицы, объясняют их роль  в тексте.

 6. Учитель.  Многие  русские   писатели и поэты  употребляли  в  своём  творчестве  частицы. Например,  А. С.Пушкин  использовал  частицу   ВОТ  ОКОЛО  1000  РАЗ.   А  частица  использовалась   поэтом  более 300  раз.

    Вывод:  частицы  выделяют, усиливают  те  слова, которые   необходимы автору для более точного выражения идейно – художественного  содержания.

7. Знакомство с миниатюрой  Феликса  Кривина «БЫ, ЛИ, ЖЕ»  (магнитофонная  запись).   

    БЫ,  ЛИ,  ЖЕ…  Это не просто служебные слова. Их нельзя смешивать  с каким – то  КОЕ  или      НИБУДЬ , которые примазываются к членам предложения, держатся за них своей чёрточкой.

 Частицы   БЫ,  ЛИ,  ЖЕ  не таковы, несмотря нВ своё служебное положение, они вполне самостоятельны и пишутся отдельно от других слов – это нужно всегда помнить.

    Каждая из них занята своим делом – старается подчеркнуть главную мысль.

А в  неслужебное время… О, о чем только не говорят служебные слова  в неслужебное время!

 -   Если  бы  у меня было не две,  а три  буквы, - говорит  частица  БЫ, - я бы  такое  сказала!

       Ах  эта частица  БЫ какая она мечтательница!

-  Вряд  ли, - возражает  ей  частица   ЛИ,  верная  своей привычке  всегда сомневаться. -  Да и нужна ли тебе  лишняя буква?

-   Это же пустой  разговор, - останавливает их  ЖЕ, привыкшая реально смотреть на вещи. – Тебе же вполне хватает двух букв – больше не положено по правописанию.

Так сорят в свободное время эти частицы. Хотя все они служебные слова, но у каждой из них  свой  характер,  поэтому ведут  они себя в тексте по – разному.

 

БЫ  мечтает

ЛИ сомневается

ЖЕ  утверждает.

И  попробуйте  прожить хотя  бы без одной  из этих  частиц!  Не проживёте!

       ( На  доску спроецирован  текст  о частицах.  Предлагается  выразительно прочитать данное  стихотворение )               

                        Нам  частицы  разные  встречаются.

                        Чем  же всё – таки они все различаются?              

                         Одни бывают  формообразующими,

                      Три  наклонения  глаголов  показующими.

                       НЕ  и НИ – подруги – сестрицы –

                      Отрицательные  частицы

                      Если  станут перед существительным

                      (  в падеже, конечно  же, родительном), 

        Отрицательное  значение

        Принимает  это предложение.

       Если НИ со словом НЕТ ПОМИРЯТСЯ

       Отрицанье  в  тот  же час  усилится,

      Если же к союзам  подчинительным пристанет,

       То значенье положительным  вдруг станет.

        Чтобы две эти частицы  писать,

       Надо знать,  как  же их  различать.

       Частицы  модальные – хотят  не хотят –

        Покажут  своё отношение  к тому,  о чём  говорят.

        Частицы  вносят  смысл  в предложение,

        Ему  придают выражение.

 

4) Домашнее задание:  составить  сочинение – миниатюру  о частицах.

Романенко Ирина Леонидовна

Категория: Мои файлы | Добавил: Ирина
Просмотров: 2465 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Мини профиль
20:15
Вы вошли как: Гость
Поиск
Фотогалерея
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте.

Описание сайта


Друзья сайта
Фраза дня

Copyright MyCorp © 2017
Добро пожаловать на сайт "Солнечный луч" учителя русского языка и литературы Романенко Ирины Леонидовны.