«Зимнее утро» - одно из лучших
произведений А. С. Пушкина о природе. Картина чудесного зимнего утра,
нарисованная в ямных, светлых тонах, сочетается с выражением бодрого,
радостного настроения поэта.
Цель работы над стихотворением – раскрыть учащимся
мастерство пушкинского описания природы и показать то радостное, светлое
чувство, которое испытывает поэт, воспринимая эту картину.
Перед чтением стихотворения можно
поставить перед учащимися вопросы о пейзажных произведениях А. С. Пушкина,
вспомнить заученные стихотворения в начальнойц школе стихи поэты – о зимней и
осенней природе («Зимняя дорога», «Зимний вечер», «Зима!.. Крестьянин,
торжествуя…» и др.).
На одном-двух примерах из прочитанных наизусть учащимися
стихотворений Пушкина о зиме или об осени следует довести до сведения учащихся
ту мысль, что поэт, рисуя картину природы, одновременно выражает и свои чувства
и мысли, вызванные этой картиной. Например, в стихотворении «Зимняя дорога»
выражены печаль, грусть путника-поэта, вызванная утомительной и однообразной
зимней дорогой.
В
стихотворении «Зима! Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь…»
отражено радостное чувство русского человека – крестьянина, крестьянского
мальчика и настроение самого поэта. Так устанавливается своеобразие лирического
произведения.
Затем
следует перейти к чтению стихотворения «Зимнее утро» наизусть. При чтении учитель должен отразить и бодрый,
светлый, радостной тон, проходящий через все стихотворение, и мрачный, нашедший
свое отражение при описании картины вчерашней вьюги. После чтения стихотворения учителем класс переходит к
повторному чтению стихотворения по отдельным строфам с попутным
комментированием текста.
При чтении
можно обратить внимание учащихся на малопонятные слова и выражения. Например,
слово взоры употреблено здесь в
значении глаза. Нега – блаженство,
наслаждение. Вечор (устаревшее) –
вчера вечером. Янтарный блеск –
блеск, напоминающий цвет янтаря, прозрачно желтый.
Картина
чудесного зимнего утра дается в светлых, ликующих тонах: голубые небеса, снег
лежит великолепными коврами, зеленеет ель сквозь иней, речка блестит подо
льдом.
Для
выражения своего радостного и бодрого настроения, вызванного красотой зимнего
утра, поэт использует эмоциональные эпитеты: «день чудесный», «с веселым
треском трещит затопленная печь», «приятно думать у лежанки».
Разбор
стихотворения можно провести по следующему плану:
1.Какими художественными средствами пользуется поэт при
изображении красоты зимнего утра?
2. В каких чертах рисуется картина вчерашней вьюги?
3. Для чего она дана поэтом рядом с картиной зимнего утра?
4. Отметить слова и выражения, в которых наиболее ярко
выразилось чувство восхищения поэта красотой зимнего утра, его радостное и
бодрое настроение.
Стихотворение
рекомендуется для заучивания наизусть. Перед заучиванием составляется план
произведения. Примерно такой:
- Чудесный
день.
- Обращение
к другу.
- Воспоминание
о вчерашней вьюге.
- Прекрасное
зимнее утро:
а) великолепный вид из окна;
б) приятно сидеть в комнате у
затопленной печи.
5. Приглашение
«предаться бегу нетерпеливого коня».
Можно
вместо самостоятельных формулировок пунктов плана дать цитатные заголовки.
Например:
1.
День чудесный.
2.
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.
3.
А нынче – погляди в окно… и т. д.
Первые строфы учащиеся заучивают в классе, добиваясь
выразительного произношения их. Остальные даются для я заучивания дома.
.
|