Главная » 2012 » Январь » 27 » «Величайшие истины – самые простые» (по роману Л. Н. Толстого "Война и мир") Анализ эпизода
21:09
«Величайшие истины – самые простые» (по роману Л. Н. Толстого "Война и мир") Анализ эпизода
«Величайшие истины –
самые простые» (по роману Л. Н. Толстого "Война и мир")
Анализ эпизода
Когда в
1865 году начал печататься роман Толстого «Война и мир», И. Тургенев писал
одному из своих корреспондентов: «…я должен признаться, что роман этот мне
кажется положительно плох, скучен инеудачен… Все эти маленькие штучки, хитро подмеченные и вычурно
сказанные, мелкие психологические замечания, которые он, под предлогом
«правды», выковыривает … - как все это мизерно на широком полотне исторического
романа!»
Странно,
да? Если уж великие не понимают великих…Позже, правда, Тургенев свое мнение
изменит. И потомки, отмечая «штучки», все-таки воспримут роман именно как
исторический роман, как талантливейшее эпическое полотно, рисующее во всей
правде жизнь русского общества первой половины 19 века.
Читая
летом «Войну и мир» (задание учителя к десятому классу!), я тоже, как и первые
читатели романа, стремилась понять течение сюжета, уловить общую композицию,
разобраться в системе образов. А вот когда начались уроки по этому
произведению, то часто учитель обращал внимание на детали, характеризующие
героя (тяжелая поступь княгини Марьи, усики маленькой княгини, красота Андрея
Болконского, показная сдержанность в чувствах старого Болконского ит др.), и
художественный образ»обрастал» плотью, становился на наших глазах живым
человеком, которого мы понимали гораздо лучше. Когда разухабистый Денисов,
узнав о смерти Пети, издает звуки, похожие на собачий лай, это говорит нам о
характере Денисова гораздо больше, чем что- нибудь иное.
На
уроке мы анализировали сцены поведения Пьера Безухова в плену, и это, конечно,
замечательные страницы романа. Но я хочу сейчас обратится к другим страницам
романа, которые, на мой взгляд, показывают начало процесса переосмысления себя,
проявившееся потом в сценерасстрела и
плена.Сцена очень небольшая, но, я
думаю, ее как раз и можно назвать «штучкой», по словам Тургенева, которая
приоткроет Пьеру Безухову простую, но величайшую для него истину.
Только
что отгремело Бородинское сражение. Пьер в толпе солдат идет к Москве.
Потерявший силы, обескураженный зрелищем кровавого боя, он не знает, гдеему обрести покой, чтобы осмыслить все, что
он увидел. Вокруг «те же страдающие, измученные и иногда странно- равнодушные
лица, та же кровь, те же звуки стрельбы…». Пьер свалился от бессилия на краю
дороги и забылся. В середине ночи возле негоразместились трое солдат. Они развели костер, поставили котелок, сварили
немудреную похлебку и начали, есть, тихо разговаривая между собой.
Что же
здесь особенного? Хоть и темно вокруг, солдаты замечают, что Пьер, чувствуя их,
приподнялся и вздохнул. Простые люди, прожившие много времени на войне, умеют
мельком увидеть все и оценить. Они видят, что Пьер очень хочет есть, но
стесняется спросить у солдат. Но мне кажется, что он вздыхает оттого, что чувствует себя одиноким, лишним; он
отбился «от своих» и впрямь будто «на краю дороги», т. е. он и физически и
духовно голоден. Он сидит вместе с солдатами и одновременно врозь на краю своей
новой дороги.
-Да ты из каких будешь?... Ежели ты есть хочешь, мы дадим,
только скажи, честный ли ты человек?
Одна их
величайших народных истин предстала перед Пьером в самом простом виде. И он
понял, что ему не хочется называть себя графом, произносить свое имя на
французский манер, а хочетсябыть ближе и понятнее солдатам.
-Моей
дружины тут нет, я приезжал на сражение и потерял своих.
Сказав это, Пьер понимает всю нелепость своего выражения» приезжал
на сражение», когда эти простые люди делали это сражение и победили. Он
растерян. Граф, барин – все это прежний Пьер. Его старое «я» потеряно, а нового
еще нет. Но он понял у Бородино главное: эти люди спасли Россию, простые
мужики, русская армия, одним словом, народ. И это еще одна великая и простая
истина: войны «делают» правители, а победы вершит народ.
Но вряд
ли трое солдат у костра поняли бы Пьера в полной мере. Они по – своему пожалели
его.
- Что ж, поешь, коли хочешь, кавардачку! – сказал первый и
подал Пьеру , облизав ее, деревянную ложку.
Пьер подсел к огню и стал есть кавардачок, то кушанье,
которое было в котелке и которое ему казалось самым вкусным из всех кушаний,
которые он когда – либо ел.
А пока Пьер жадно ест, я думаю: « А взял бы из солдата облизанную ложку Андрей Болконский? Ел
бы он из общего котелка?» Думаю, что нет. Да ему, наверное, не предложили бы…
Уж очень он далек от народа; весь его образ мыслей так возвышен, что его даже
не представляешь у этого костра. Недаром княжна Марья говорила ему: «Всем ты
хорош, Андре,нов тебе есть какая-то
гордость мысли, а это грех…» Гордыня – это грех. Это не по- Божески и не по –
человечески. Эту великую и простуюистину внушает нам писатель Толстой, придавназванный грех одномусвоему герою и отняв его у другого. А
Болконскому надо было бы опуститься до этих простых солдат, а у Пьера этот
поступок вышел естественным и простым. Наоборот, он еще чутьемпонимает неуместность здесьсвоего барскогопроисхождения. Интуитивно Пьер хочет здесь, у
костра, стать «своим»
«Лицо его было видно в свете огня, солдаты, молча, смотрели
на него». Что стоит за этим молчаливым рассматриванием? Любопытство?
Недоумение? А может, молчаливая доброта? Так, наверное, смотрела крестьянка,
пустив в дом голодного путника, жадно склонившегося над котелком. Так,
наверное, смотрели русские матери, подкармливая отступающих через этот же
Можайск солдат в Великую Отечественную войну.
Интересно
наблюдать, как три русских солдата (эпизодические герои, они и по имени-то не
названы!) помогают Пьеру Безухову обрести себя. Было бы, наверное, примитивно
сказать, что с каждой ложкой кавардачка вливалась в Пьера живительная вера в
себя нового, в перемены в ходе войны, в победу, но то, что в этой сцене у
Пьерадва лица (одно -в тени у дороги, другое – в свете костра) –
это точно. Здесь , конечно, в первую очередь, сказывается мастерство Толстого,
романиста – психолога, который через эпизод как бы даже проходной,
малозначительный, второстепенных героев показывает читателю, что нет»мелочей» в
произведении – все они работают на авторскую идею. В данном случае Лев Толстой
показывает нам зарождение нового взгляда на жизнь и на самого себя у Пьера
Безухова, который постепенно становится главным героем романа.
-А как звать тебя?
- Петр Кириллович.
Вот так благодаря этим обычным русским солдатам, у их костра
Пьер становится, как они, русским, простым Петром. То есть опрощается, к чему
всю жизнь стремился и сам Лев Толстой. А разве нам, сегодняшним, это лишне –
оставаться самим собой, русским человеком, «есть и одеваться, и жить по
совести. Она спасает и от жадности, и от ненасытности, и от алчности. И это еще
одна простая истина, которую утверждают
все герои романа.
Определив
в Безухове все-таки барина, солдаты добровольно выводят его к Можайску. Безухов
так гордо идет с ними по дороге, он так спокоен среди «своих», что проходит
мимо постоялого двора, где размещается его отряд. Он готов идти дальше с этими
простыми людьми, неожиданно сыгравшими очень важную роль в его перерождении.
- Ну что, нашел своих? – шутит один из этих солдат.
Нашел! Нашел их еще у костра!
И в том, что Безухов становится другим человеком, говорит
его следующий же после этих слов поступок.
- Надо дать им! – думает он, решив расплатиться с
провожатыми.
- Нет, не надо, - сказал ему какой-то голос.
Конечно, можно было заплатить за то, что его обогрели, накормили,
отвели к «своим». Но чем заплатить за доброту, за искреннее неподдельное
чувство, за выручку в горький час!! Только свободными чистыми мыслями, добрым
поступком, духовным ростом.
К этой простой и великой истине подталкивает
Толстой нас и своего героя. Может быть, именно три этих случайных человека у
костра заронили в душе Пьера искру будущего его декабризма? Именно эти трое
солдат обратили в с вою верустоличного
барина. Недаром Толстой показывает нам , о чем думает Пьер, засыпая на
постоялом дворе: «Солдатом быть, просто солдатом! Войти в эту общую жизнь всем
существом, проникнуться тем, что делает их такими. Но как скинуть с себя все
это лишнее. Дьявольское, все бремя этого внешнего человека?»
Петр засыпает с целой «программой» своеговнутреннего перерождения. Это перерождение
только начинается. Впереди еще плен,спасения от расстрела, встреча с Платоном Каратаевым – вехи огромной
важности в жизни Пьера на его пути обретения в себе другого начала –
настоящего, совестливого, духовного.
«Величайшие
истины – самые простые», - говорил Л. Толстой. Они изложены в Моисеевых
заповедях для всего человечества, но как далека к ним дорога! Жить по совести,
творить добро, быть человекам с миром в душе – эти истины исповедуют и многие
герои Толстого, как главные , так и эпизодические.