Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 01.05.2024, 09:03

Солнечный луч

Меню сайта
вход
Погода
Наш опрос
Оцените мой сайт
javascript:; javascript:;
Всего ответов: 1554

Статистика
.
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Время жизни сайта

Блог

Главная » 2012 » Апрель » 3 » Развивающее обучение на уроках литературы.
20:25
Развивающее обучение на уроках литературы.


 

         1 Развивающее обучение и проблемная ситуация. Развивающее обучение должно строиться на различных приемах, один из которых – проблемная ситуация. Учитель в данном случае не сообщает готовых знаний, а организует учащихся на поиск: понятия, закономерности, теории познаются в ходе поиска, наблюдения, анализа фактов, мыслительной деятельности. Однако, метод проблемно – развивающего обучения эффективен в сочетании с традиционным методом. От него не надо стремиться уйти, так как традиционные виды изложения материала позволяют преподавателю разъяснить сложные места тем и разделов, учить старшеклассников правильному решению задач.

         Проблемная ситуация в учебном процессе создается постановкой перед учащимися учебно – познавательной задачи, требующей наиболее глубокого овладения учебным материалом в условиях повышенной трудности. При решении каждой проблемной ситуации учащиеся мобилизуют свои предыдущие знания, а затем, используя творческие процедуры, решают их. Планируя изучение тем курса литературы, я отбираю уроки, на которых может быть создана проблемная ситуация или подняты проблемные вопросы, предложены ситуационные задачи.

         В связи с тем, что «Литература» учебным планом определена для изучения учащимися 10 – 16 лет, многие проблемные ситуации могут быть решены только с помощью учителя. Поэтому, чтобы обучение было успешным, следует соблюдать необходимые условия:

         - давать задания достаточно трудные, но посильные для учащихся разных степеней подготовленности;

         - задания должны быть интересными и неожиданными;

         - уметь усложнить задания, при необходимости упростить его;

         - связывать задания с возможно большей частью фактического материала урока, которые потребуют размышления, сопоставления, анализа.

         Для преподавателей литературы, как правило, людям тонким и ранимым, бывает обидно, что старшеклассники мало читают, путают фамилии писателей и их героев, не могут определить жанров художественных произведений и направлений. Это происходит от неведения учащихся: что им придется изучать на последующих уроках, и какова роль пройденного материала. Но таково требование традиционной педагогики, построенной на дидактическом принципе: «от частного к общему».

Основной принцип развивающего обучения – построение обучения от общего к частному. Поэтому мной была разработана схема изучаемого материала, представляющая структуру предмета в целом. По этой схеме учащиеся смогут проследить  не только хронологию жизни писателей 19 века, но и взаимосвязь их с событиями,  происходящими в обществе, политике и культуре России этого периода.

         2 Структурно-логическая схема предмета. По всему курсу русской литературы 19 века мною составлена структурная схема, на которой помещены разделы: общество, политика, культура, литературные направления. На первом уроке в 10 кассе по теме: «Общественно – политическая и культурная жизнь России» после знакомства с таблицей – схемой предлагается, используя знания, полученные на уроках истории, сопоставить два столетия 19 век и 20 век. Найти общность и различия и попытаться предугадать: по какому пути пойдет литература в 21 веке, если начало 19 в представлено «золотым веком», а начало 20 века – «серебряным веком» русской поэзии. Здесь же предлагаются различные виды заданий, которые помогут учащимся переходить от темы к теме, закрепляя их, не теряя связи с изученным материалом. Кроме того, учащиеся  с первого урока уже знают, какая последующая тема для изучения и какие произведения следует сохранить в долговременной памяти.

         3 Интересные и неожиданные задания. Чтобы задание было неожиданным и интересным, предлагается нетипичное для предмета литературы задания: задача.

         Так, например, по схеме, о которой говорилось выше, предлагается задача: 1818 – 1828 годы. Какую роль данное десятилетие сыграло в развитии литературы второй половины 19 века?  Данная задача скорее репродуктивного характера, так как предлагается после тщательного рассмотрения схемы и связана с представленными  на ней данными.

         Но в этом у преподавателя свой расчет: учащиеся должны понять, что предложенная ситуация может быть хотя и нестандартной, но простой.

         Таким же простым, но и интересным заданием для ребят является работа с опорным конспектом по жизни и деятельности писателей. В самих опорных конспектах интерес только в расшифровке опорных сигналов, а акцент делается на отдельные детали конспекта. Так, например, в теме «Жизнь и деятельность И.А. Гончарова» предлагается вопрос: «Что изменится в конспекте, если будут убраны кавычки в первом случае «Фрегат «Паллада»? Ответ: мы не узнаем, что Гончаров написал очерк.

         При повторении темы «Литературные направления начала 19 века» предлагается следующая ситуация. Назвать примерно год выхода в свет пьесы, о которой сказано следующее: «Эта пьеса типичная для классицизма: в ней и звон шпаг, и пламенная страсть, и реки слёз, и клятвы о дружбе навек». Как в математике есть нерешаемые задачи, так и эта задача нерешаема, так как пьесы такой в классицизме не может быть. «Слезы, шпаги, дружба навек» возможны были только в сентиментализме и романтизме.

         Всем известно, что в журнале «Современник» начинали печатать свои первые произведения И.Гончаров, Л. Толстой, А. Островский, некоторые другие писатели. После изучения нескольких тем предлагается задача:

Дано: 1847 год. Доказать, что этот год и журнал «Современник» открыли новую страницу в русской литературе.

В 1856 году произошел раскол в «Современнике», он назревал давно, и Некрасов с трудом пока примирял либералов и разночинцев. Но вот выходит в свет статья Добролюбов, и журнал покидают все писатели, которые стояли у его истока. На этом и строится задача.

Дано: 1856 год – в «Современнике» происходит раскол. Произошел бы он, если бы не статья Добролюбова?

При изучении темы «Творчество А.Н. Островского» после сообщения о том, что драматург брал многие поговорки в качестве названий для своих пьес, предлагается следующее задание:

Определить толкование поговорок: «Сердце не камень»,

«Без вины виноватые», «Не от мира сего», «На всякого мудреца довольно простоты», «Не все коту масленица», «Праздничный сон до обеда» и др. Учащиеся должны определить лексические значения названий, попытаться догадаться, о чем пойдет речь в той или иной пьесе? В качестве домашнего задания предлагается дифференцированное чтение пьес, а затем пересказ в классе. Положительную оценку получает тот, кто на предыдущем уроке был ближе всех к угадыванию сюжета. Читаем пьесу «Гроза», затем критическую статью Н. Добролюбова «Луч света в темном царстве». После изучения темы  раньше я проводила зачет, теперь предлагаю обсудить  три вопросы для каждого ряда:

1        Одинаковы ли по характеру  Катерина и Кабаниха? Докажите.

2        Борис и Тихон одинаковы по натуре. Почему  Катерина полюбила Бориса?

3        Трагедия любви или трагедия совести рассматривается в пьесе Островским? Докажите.

В первых двух вопросах слова «одинаковы ли» настраивают учащихся на

мысль, что возможно и одинаковы и теперь их размышления идут по пути сопоставления и анализа. Только такой путь приведет к правильному решению.

         Можно разбить вопрос – проблему на составляющие. При изучении темы. «Обломов - роман о русском барстве» предлагается вопрос для всей группы: являются ли синонимами обломовщина и маниловщина? Далее, этот вопрос разбивается на подвопросы:

1  Полные синонимы или нет? Докажите

2 Какое из этих явлений более губительно для общества и почему?

3 «Русский барин», «русский мужик», «русский человек». С каким из этих словосочетаний можно соотнести явления «обломовщина» и «маниловщина»? Почему?

         Изучая I том «Войны и мира», следует показать: насколько сильно звучание наполеоновских мотивов в высшем обществе. Для императора России и его приближенных Наполеон - узурпатор, для князя Андрея – герой, для Пьера – великий человек, для большинства военных – война с ним путь к чинам, наградам.

         Обычный вопрос, который задают преподаватели литературы – зачем идет на войну кн. Андрей? Я ставлю перед читателями романа следующий вопрос:

1        Чем отличатся Николай Ростов, Борис Друбецкой и кн. Андрей друг от друга по своему отношению к войне с Наполеоном?

Ответ: Николай молод, богат, не отличающийся особым умом и образованностью, война для него – приключение. Борис беден, он понимает, что ему попасть в высший свет и быть там своим надо только через высокие чины. Кн. Андрей имеет все, о чем может только мечтать, но ему не хватает славы.

         И следующие вопросы: зачем Андрею слава? Каким образом соотносятся слова: «маленькая княгиня», «слава, о которой мечтает кн. Андрей», «Наполеон»?

         Чтобы ответить на эти вопросы, надо вспомнить, что Л.Толстой - мастер художественной детали. Как голландские художники, которые высвечивали характерные части портрета, так и писатель, подмечая,  акцентируя внимание на отдельных  чертах героев, вырисовывал образ персонажей.

Ответ достаточно прост: Андрею нужна была слава, чтобы никто не замечал его небольшого роста, как никто не замечал маленького роста великого Наполеона.

         Предлагается задача: «Тулон» и «тулон», «Аустерлиц» и «аустерлиц». Что означают  в судьбе героев «Войны и мира» эти понятия?

          Таких задач и проблемных вопросов достаточно много по всем темам и разделам.

1        Пьер по дороге к Наташе Ростовой встретил в санях Анатоля Курагина. Зная, что тот непроходимо глуп, Пьер, однако, с завистью подумал: «Вот настоящий мудрец!». Что общего между мудрецом и Анатолем?.

2        Наполеон со свитой маршалов выехал из Москвы и наткнулся на казаков, которые едва не поймали его. Наполеона спасло то, что погубило французскую армию. Что?

         Существует мнение о том, что методика преподавателя для учащихся не должна быть предсказуема. Необходимо менять формы и виды работы. Но проблемные задачи не надоедают, а, наоборот, стимулируют ребят к получению знаний, чтобы не выпасть из общей работы. Нередки случаи, когда старшеклассники сами придумывают задачи. Так, например, случайно зашёл  разговор о картине Малевича «Черный квадрат». Я пояснила смысл символики квадрата: черная пустота – это состояние человека, при котором все, что было в жизни хорошего и плохого ушло, мечты не сбылись, и дальше уже ничего нет. Жизнь еще продолжается. Но она уже не радует, и живущему еще тяжелее от того, что надо жить. На следующий день десятиклассник предложил задачу: назвать героев изученных произведений, попавших в ситуацию «квадрата», что это за ситуации?

         Эту задачу одноклассники решали в течение 2 – х уроков. Ответ, по их мнению, таков: у Катерины – после признания свекрови в измене мужу; у кн. Андрея после встречи с Наполеоном; у Пьера Безухова после дуэли с Долоховым; у Николая Ростова после проигрыша 43 тысяч; у Ильи Обломова, как ни странно, после каждого известия, требующего каких – либо действий. Эта задача была большой находкой для меня. У каждого человека особенно в 15 – 16 лет бывают жизненные ситуации, когда кажется, что жизнь бессмысленна, нет понимания окружающих, хочется броситься в какие – либо крайности. Важно было, чтобы подростки поняли: сводить счеты с жизнью и усугублять и без того плохую ситуацию не стоит. Надо уметь перешагнуть "квадрат". Ответ задачи подсказал А.Пушкин:

         Если жизнь тебя обманет,

         Не печалься, не сердись.

         В день уныния смирись,

         День веселья, верь, настанет.

         Сердце в будущем живет,

         Настоящее уныло.

         Все мгновенно, все пройдет,

         Что пройдет, то будет мило.

 

         4 Задания, требующие размышления, сопоставления, анализа. Лев Толстой однажды сказал: «Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью»…

         Важно научить человека мыслить самостоятельно, самому искать информацию и сопоставлять факты.

         Для меня одной из трудных тем курса литературы является тема «Лирические комедии А.П. Чехова». Сам Чехов настаивал на таком жанре своих пьес. Но как объяснить учащимся , что «Вишневый сад», - это комедия?

         И тогда я решали провести нетрадиционный урок:  урок – суд над героями «Вишневого сада».

         Распределяем роли между ребятами, выбираем судью, истцов и ответчиков. Основная роль отводится, конечно же, адвокату.

         Урок – суд начинается с того, что два ученика обращаются в суд с иском к героям «Вишневого сада» и к драматургу Чехову. Судья вызывает по очереди всех действующих лиц, задавая им заранее подготовленные вопросы. Смысл всех вопросов сводится к следующему: как случилось, что Фирс оказался брошенным, и как можно после этого называть происходящее комедией, даже лирической комедией. Последним вызывается писатель Чехов, которому адресуются вопросы. Перед вынесением приговора слово предоставляется адвокату. Финальная его фраза «Комедия, господа, да и только» является ответом на вопрос, почему  пьеса комедия (сценарий урока – суда прилагается).

         5 Задания, требующие критического восприятия противоречивых или существующих идей.

В течение многих десятилетий изучение литературы сводилось к выявлению в литературных персонажах «типичных» героев, «лишних людей», «новых людей», «маленького человека», «особенного человека», «положительных и отрицательных героев».

         С того времени, когда литературу освободили от необходимости быть зеркальным отражением исторических процессов и от партийности, полярность «положительности» и «отрицательности» героев поменялась, и акценты расставляются  применительно к сегодняшнему времени.

         Я предлагаю учащимся самим определить "героев" нашего времени.

         Мы всех персонажей определили как людей «нужных», на которых держится общество, прогресс и «обывателей», которые живут только для себя, отдавая обществу столько, сколько не жалко, и «эгоистов», у которых на первом плане только личное благополучие и им нет никакого дела до других.

         С этой целью мы вместе составляем перечень человеческих качеств от положительных до отрицательных  с учетом того, какие качества учащимся хотелось бы видеть в своих друзьях, а какие нет. Этот перечень оформляется в таблицу.

 

 

 

Качество личности/ Герои

 

Порядочность

 

Образованность

 

Практичность

 

Умение дружить

 

Ответственность

 

Неравнодушие

 

Доброта

 

Честолюбие

 

Предательство

 

Жестокость

 

Эгоизм

 

Безответственность

 

Безынициативность

 

Тупость

 

Лень

 

Фанатизм

 

 

         Если у героя будут преобладать качества из перечня положительных, мы относим его к «нужным» людям, если преобладают  качества из перечня отрицательных – это эгоист, ставящий свои желания на первый план. Таким образом, учащиеся определили «нужных» людей в пьесе «Гроза» - Кулигин, в «Обломове» - Штольц, в поэме Некрасова Ермил Гирин и т.д. А вот «луч света в темном царстве» - Катерина -  учащимися определена как «эгоист»

         При  изучении «Войны и мира» придуманные определения не подходят, так как речь идет о людях другой касты, отличной от персонажей изучаемых произведений. Эти герои с высоты своего положения не беспокоятся о хлебе насущном. У них другие проблемы: стать совершенным, сделать свою жизнь более полной и насыщенной, добиться уважения к себе как к личности, а не благодаря карьере, чинам и богатству.

         Поэтому героев романа мы определили как личности и «утки» (существа, с которыми Толстой сравнивает Анатоля Курагина). Утки сотворены так, что им надо жить, не обременяя себя мыслями.

        Так живет Анатоль, так живет и его отец, и Илья Ростов, и много других персонажей. Живут сиюминутно, после них "хоть потоп".


Гребенкина Валентина Ивановна

Категория: сочинения | Просмотров: 3210 | Добавил: Ирина | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Мини профиль
09:03
Вы вошли как: Гость
Поиск
Фотогалерея
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте.

Описание сайта


Друзья сайта
Фраза дня

Copyright MyCorp © 2024
Добро пожаловать на сайт "Солнечный луч" учителя русского языка и литературы Романенко Ирины Леонидовны.