Главная » 2012 » Апрель » 3 » Развивающее обучение на уроках литературы.
20:25
Развивающее обучение на уроках литературы.
1
Развивающее обучение и проблемная ситуация. Развивающее обучение должно строиться на различных приемах, один из
которых – проблемная ситуация. Учитель в данном случае не сообщает готовых
знаний, а организует учащихся на поиск: понятия, закономерности, теории
познаются в ходе поиска, наблюдения, анализа фактов, мыслительной деятельности.
Однако, метод проблемно – развивающего обучения эффективен в сочетании с
традиционным методом. От него не надо стремиться уйти, так как традиционные
виды изложения материала позволяют преподавателю разъяснить сложные места тем и
разделов, учить старшеклассников правильному решению задач.
Проблемная ситуация в учебном процессе
создается постановкой перед учащимися учебно – познавательной задачи, требующей
наиболее глубокого овладения учебным материалом в условиях повышенной
трудности. При решении каждой проблемной ситуации учащиеся мобилизуют свои
предыдущие знания, а затем, используя творческие процедуры, решают их. Планируя
изучение тем курса литературы, я отбираю уроки, на которых может быть создана
проблемная ситуация или подняты проблемные вопросы, предложены ситуационные
задачи.
В связи с тем, что «Литература» учебным
планом определена для изучения учащимися 10 – 16 лет, многие проблемные
ситуации могут быть решены только с помощью учителя. Поэтому, чтобы обучение
было успешным, следует соблюдать необходимые условия:
- давать задания достаточно трудные, но
посильные для учащихся разных степеней подготовленности;
- задания должны быть интересными и
неожиданными;
- уметь усложнить задания, при
необходимости упростить его;
- связывать задания с возможно большей
частью фактического материала урока, которые потребуют размышления,
сопоставления, анализа.
Для преподавателей литературы, как
правило, людям тонким и ранимым, бывает обидно, что старшеклассники мало
читают, путают фамилии писателей и их героев, не могут определить жанров
художественных произведений и направлений. Это происходит от неведения
учащихся: что им придется изучать на последующих уроках, и какова роль
пройденного материала. Но таково требование традиционной педагогики,
построенной на дидактическом принципе: «от частного к общему».
Основной принцип развивающего обучения – построение
обучения от общего к частному. Поэтому мной была разработана схема изучаемого
материала, представляющая структуру предмета в целом. По этой схеме учащиеся
смогут проследитьне только хронологию
жизни писателей 19 века, но и взаимосвязь их с событиями,происходящими в обществе, политике и культуре
России этого периода.
2
Структурно-логическая схема предмета. По всему курсу русской литературы 19
века мною составлена структурная схема, на которой помещены разделы: общество,
политика, культура, литературные направления. На первом уроке в 10 кассе по
теме: «Общественно – политическая и культурная жизнь России» после знакомства с
таблицей – схемой предлагается, используя знания, полученные на уроках истории,
сопоставить два столетия 19 век и 20 век. Найти общность и различия и попытаться
предугадать: по какому пути пойдет литература в 21 веке, если начало 19 в
представлено «золотым веком», а начало 20 века – «серебряным веком» русской
поэзии. Здесь же предлагаются различные виды заданий, которые помогут учащимся
переходить от темы к теме, закрепляя их, не теряя связи с изученным материалом.
Кроме того, учащиесяс первого урока уже
знают, какая последующая тема для изучения и какие произведения следует
сохранить в долговременной памяти.
3
Интересные и неожиданные задания. Чтобы задание было неожиданным и
интересным, предлагается нетипичное для предмета литературы задания: задача.
Так, например, по схеме, о которой
говорилось выше, предлагается задача: 1818 – 1828 годы. Какую роль данное
десятилетие сыграло в развитии литературы второй половины 19 века?Данная задача скорее репродуктивного
характера, так как предлагается после тщательного рассмотрения схемы и связана
с представленнымина ней данными.
Но в этом у преподавателя свой расчет:
учащиеся должны понять, что предложенная ситуация может быть хотя и
нестандартной, но простой.
Таким же простым, но и интересным
заданием для ребят является работа с опорным конспектом по жизни и деятельности
писателей. В самих опорных конспектах интерес только в расшифровке опорных
сигналов, а акцент делается на отдельные детали конспекта. Так, например, в
теме «Жизнь и деятельность И.А. Гончарова» предлагается вопрос: «Что изменится
в конспекте, если будут убраны кавычки в первом случае «Фрегат «Паллада»?
Ответ: мы не узнаем, что Гончаров написал очерк.
При повторении темы «Литературные
направления начала 19 века» предлагается следующая ситуация. Назвать примерно
год выхода в свет пьесы, о которой сказано следующее: «Эта пьеса типичная для
классицизма: в ней и звон шпаг, и пламенная страсть, и реки слёз, и клятвы о
дружбе навек». Как в математике есть нерешаемые задачи, так и эта задача
нерешаема, так как пьесы такой в классицизме не может быть. «Слезы, шпаги,
дружба навек» возможны были только в сентиментализме и романтизме.
Всем известно, что в журнале
«Современник» начинали печатать свои первые произведения И.Гончаров, Л.
Толстой, А. Островский, некоторые другие писатели. После изучения нескольких
тем предлагается задача:
Дано: 1847 год. Доказать, что этот год и журнал
«Современник» открыли новую страницу в русской литературе.
В 1856 году произошел раскол в «Современнике», он
назревал давно, и Некрасов с трудом пока примирял либералов и разночинцев. Но
вот выходит в свет статья Добролюбов, и журнал покидают все писатели, которые
стояли у его истока. На этом и строится задача.
Дано: 1856 год – в «Современнике» происходит раскол.
Произошел бы он, если бы не статья Добролюбова?
При изучении темы «Творчество А.Н. Островского» после
сообщения о том, что драматург брал многие поговорки в качестве названий для
своих пьес, предлагается следующее задание:
Определить толкование поговорок: «Сердце не камень»,
«Без вины виноватые», «Не от мира сего», «На всякого
мудреца довольно простоты», «Не все коту масленица», «Праздничный сон до обеда»
и др. Учащиеся должны определить лексические значения названий, попытаться
догадаться, о чем пойдет речь в той или иной пьесе? В качестве домашнего
задания предлагается дифференцированное чтение пьес, а затем пересказ в классе.
Положительную оценку получает тот, кто на предыдущем уроке был ближе всех к
угадыванию сюжета. Читаем пьесу «Гроза», затем критическую статью Н.
Добролюбова «Луч света в темном царстве». После изучения темыраньше я проводила зачет, теперь предлагаю
обсудитьтри вопросы для каждого ряда:
1Одинаковы ли по
характеруКатерина и Кабаниха? Докажите.
2Борис и Тихон
одинаковы по натуре. ПочемуКатерина
полюбила Бориса?
3Трагедия любви
или трагедия совести рассматривается в пьесе Островским? Докажите.
В первых двух вопросах слова «одинаковы ли»
настраивают учащихся на
мысль,
что возможно и одинаковы и теперь их размышления идут по пути сопоставления и
анализа. Только такой путь приведет к правильному решению.
Можно разбить вопрос – проблему на
составляющие. При изучении темы. «Обломов - роман о русском барстве»
предлагается вопрос для всей группы: являются ли синонимами обломовщина и
маниловщина? Далее, этот вопрос разбивается на подвопросы:
1Полные
синонимы или нет? Докажите
2 Какое из этих явлений более губительно для общества
и почему?
3 «Русский барин», «русский мужик», «русский человек».
С каким из этих словосочетаний можно соотнести явления «обломовщина» и
«маниловщина»? Почему?
Изучая I том «Войны и мира», следует
показать: насколько сильно звучание наполеоновских мотивов в высшем обществе.
Для императора России и его приближенных Наполеон - узурпатор, для князя Андрея
– герой, для Пьера – великий человек, для большинства военных – война с ним
путь к чинам, наградам.
Обычный вопрос, который задают
преподаватели литературы – зачем идет на войну кн. Андрей? Я ставлю перед
читателями романа следующий вопрос:
1Чем отличатся
Николай Ростов, Борис Друбецкой и кн. Андрей друг от друга по своему отношению
к войне с Наполеоном?
Ответ:
Николай молод, богат, не отличающийся особым умом и образованностью, война для
него – приключение. Борис беден, он понимает, что ему попасть в высший свет и
быть там своим надо только через высокие чины. Кн. Андрей имеет все, о чем
может только мечтать, но ему не хватает славы.
И следующие вопросы: зачем Андрею
слава? Каким образом соотносятся слова: «маленькая княгиня», «слава, о которой
мечтает кн. Андрей», «Наполеон»?
Чтобы ответить на эти вопросы, надо
вспомнить, что Л.Толстой - мастер художественной детали. Как голландские
художники, которые высвечивали характерные части портрета, так и писатель,
подмечая,акцентируя внимание на
отдельныхчертах героев, вырисовывал
образ персонажей.
Ответ
достаточно прост: Андрею нужна была слава, чтобы никто не замечал его
небольшого роста, как никто не замечал маленького роста великого Наполеона.
Предлагается задача: «Тулон» и «тулон»,
«Аустерлиц» и «аустерлиц». Что означаютв судьбе героев «Войны и мира» эти понятия?
Таких задач и проблемных вопросов достаточно
много по всем темам и разделам.
1Пьер по дороге к
Наташе Ростовой встретил в санях Анатоля Курагина. Зная, что тот непроходимо
глуп, Пьер, однако, с завистью подумал: «Вот настоящий мудрец!». Что общего
между мудрецом и Анатолем?.
2Наполеон со
свитой маршалов выехал из Москвы и наткнулся на казаков, которые едва не
поймали его. Наполеона спасло то, что погубило французскую армию. Что?
Существует мнение о том, что методика
преподавателя для учащихся не должна быть предсказуема. Необходимо менять формы
и виды работы. Но проблемные задачи не надоедают, а, наоборот, стимулируют
ребят к получению знаний, чтобы не выпасть из общей работы. Нередки случаи,
когда старшеклассники сами придумывают задачи. Так, например, случайно
зашёлразговор о картине Малевича
«Черный квадрат». Я пояснила смысл символики квадрата: черная пустота – это состояние
человека, при котором все, что было в жизни хорошего и плохого ушло, мечты не
сбылись, и дальше уже ничего нет. Жизнь еще продолжается. Но она уже не радует,
и живущему еще тяжелее от того, что надо жить. На следующий день десятиклассник
предложил задачу: назвать героев изученных произведений, попавших в ситуацию
«квадрата», что это за ситуации?
Эту задачу одноклассники решали в
течение 2 – х уроков. Ответ, по их мнению, таков: у Катерины – после признания
свекрови в измене мужу; у кн. Андрея после встречи с Наполеоном; у Пьера
Безухова после дуэли с Долоховым; у Николая Ростова после проигрыша 43 тысяч; у
Ильи Обломова, как ни странно, после каждого известия, требующего каких – либо
действий. Эта задача была большой находкой для меня. У каждого человека
особенно в 15 – 16 лет бывают жизненные ситуации, когда кажется, что жизнь
бессмысленна, нет понимания окружающих, хочется броситься в какие – либо
крайности. Важно было, чтобы подростки поняли: сводить счеты с жизнью и
усугублять и без того плохую ситуацию не стоит. Надо уметь перешагнуть
"квадрат". Ответ задачи подсказал А.Пушкин:
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись.
В день уныния смирись,
День веселья, верь, настанет.
Сердце в будущем живет,
Настоящее уныло.
Все мгновенно, все пройдет,
Что пройдет, то будет мило.
4
Задания, требующие размышления, сопоставления, анализа. Лев Толстой однажды сказал: «Знание только тогда
знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью»…
Важно научить человека мыслить
самостоятельно, самому искать информацию и сопоставлять факты.
Для меня одной из трудных тем курса
литературы является тема «Лирические комедии А.П. Чехова». Сам Чехов настаивал
на таком жанре своих пьес. Но как объяснить учащимся , что «Вишневый сад», -
это комедия?
И тогда я решали провести
нетрадиционный урок:урок – суд над
героями «Вишневого сада».
Распределяем роли между ребятами,
выбираем судью, истцов и ответчиков. Основная роль отводится, конечно же,
адвокату.
Урок – суд начинается с того, что два
ученика обращаются в суд с иском к героям «Вишневого сада» и к драматургу
Чехову. Судья вызывает по очереди всех действующих лиц, задавая им заранее
подготовленные вопросы. Смысл всех вопросов сводится к следующему: как
случилось, что Фирс оказался брошенным, и как можно после этого называть
происходящее комедией, даже лирической комедией. Последним вызывается писатель
Чехов, которому адресуются вопросы. Перед вынесением приговора слово
предоставляется адвокату. Финальная его фраза «Комедия, господа, да и только» является
ответом на вопрос, почемупьеса комедия
(сценарий урока – суда прилагается).
В
течение многих десятилетий изучение литературы сводилось к выявлению в
литературных персонажах «типичных» героев, «лишних людей», «новых людей»,
«маленького человека», «особенного человека», «положительных и отрицательных
героев».
С того времени, когда литературу
освободили от необходимости быть зеркальным отражением исторических процессов и
от партийности, полярность «положительности» и «отрицательности» героев
поменялась, и акценты расставляютсяприменительно к сегодняшнему времени.
Я предлагаю учащимся самим определить
"героев" нашего времени.
Мы всех персонажей определили как людей
«нужных», на которых держится общество, прогресс и «обывателей», которые живут
только для себя, отдавая обществу столько, сколько не жалко, и «эгоистов», у
которых на первом плане только личное благополучие и им нет никакого дела до
других.
С этой целью мы вместе составляем
перечень человеческих качеств от положительных до отрицательныхс учетом того, какие качества учащимся
хотелось бы видеть в своих друзьях, а какие нет. Этот перечень оформляется в
таблицу.
Качество личности/ Герои
Порядочность
Образованность
Практичность
Умение
дружить
Ответственность
Неравнодушие
Доброта
Честолюбие
Предательство
Жестокость
Эгоизм
Безответственность
Безынициативность
Тупость
Лень
Фанатизм
Если у героя будут преобладать качества
из перечня положительных, мы относим его к «нужным» людям, если
преобладаюткачества из перечня
отрицательных – это эгоист, ставящий свои желания на первый план. Таким
образом, учащиеся определили «нужных» людей в пьесе «Гроза» - Кулигин, в
«Обломове» - Штольц, в поэме Некрасова Ермил Гирин и т.д. А вот «луч света в
темном царстве» - Катерина -учащимися
определена как «эгоист»
Приизучении «Войны и мира» придуманные определения не подходят, так как
речь идет о людях другой касты, отличной от персонажей изучаемых произведений.
Эти герои с высоты своего положения не беспокоятся о хлебе насущном. У них
другие проблемы: стать совершенным, сделать свою жизнь более полной и
насыщенной, добиться уважения к себе как к личности, а не благодаря карьере, чинам
и богатству.
Поэтому героев романа мы определили как
личности и «утки» (существа, с которыми Толстой сравнивает Анатоля Курагина).
Утки сотворены так, что им надо жить, не обременяя себя мыслями.
Так живет Анатоль, так живет и его
отец, и Илья Ростов, и много других персонажей. Живут сиюминутно, после них
"хоть потоп".