Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 26.04.2024, 20:22

Солнечный луч

Меню сайта
вход
Погода
Наш опрос
Оцените мой сайт
javascript:; javascript:;
Всего ответов: 1554

Статистика
.
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Время жизни сайта

Блог

Главная » 2012 » Апрель » 30 » «Народ другой стал с революции, как , скажи, заново народился! (По прозе М. Шолохова)
18:27
«Народ другой стал с революции, как , скажи, заново народился! (По прозе М. Шолохова)

«Народ другой стал с революции, как , скажи, заново народился!" 

(По прозе М. Шолохова)

Как степной цветок, живым пятном встают рассказы Шолохова

А. Серафимович

«Люди позднейшего времени  скажут мне, что все это было и быльем поросло и что, стало быть, вспоминать об этом не особенно полезно». Эти строки принадлежат М. Е. Салтыкову-Щедрину, который, конечно же, сказал это о своем времени. Но вот оказалось, что эти слова как нельзя кстати характеризуют эпоху гражданской войны в России XX века.  Не «прервалась связь времен…»

                Революция взорвала Россию, она, словно смерч, обрушилась на страну. Никто не остался в стороне. Конец 20-х годов – один из самых драматических периодов в русской истории, потому что революция и гражданская война раскололи общество на белых и красных, и каждый насмерть стоял за свое. Всколыхнулась жизнь казаков, мир злобно перевернулся. Односельчане, сослуживцы  стали злейшими враг8ами. Брат воевал против брата, сын против отца.

                Делая самые первые шаги в литературе, Шолохов ступал по горячим, опаленным дыханием времени следами событий. Рассказать правду об этом времени решался не каждый. Ведь от писателя требовалось непременно выразить свое отношение к событиям, осудить белое движение, а воспевать краснозвездную конницу. Остаться независимым  в суждениях было трудно. Но Михаил Шолохов сумел показать правду, именно поэтому «Донские рассказы» стали лучшими страницами русской литературы.

                Будучи сам свидетелем и участником  этих событий, обрушившихся «громом на голову, саблей наголо», Шолохов сумел показать страшную правду гражданской войны, ставшей самоуничтожением нации.

                Да, можно  убить человека, уничтожить всякую память о нем, но нельзя убить или заставить замолчать вечно живое русское слово, сохранившее для нас, потомков, многочисленные свидетельства того  страшного лихолетья в произведениях Шолохова. Вспоминаются рассказы «Обида», «Бахчевник», «Продкомиссар», «Жеребенок»

                «Родинка» - один из первых шолоховских рассказов, темой которого является противостояние двух социальных слоев среди казаков Дона. Кто-то из казаков воюет далеко от родных мест, проливает кровь и материнские слезы, кто-то гуляет с отрядами белых или красных по родным местам.

                Рассказ «Родинка» показывает нам молодого командира эскадрона Николку Кошевого в хате, где квартируют красные. Первая глава – это экспозиция рассказа. Николка вспоминает родной дом, мать, отца, пропавшего на гражданской, мирную жизнь свою на Дону. От матери достался Николке неуемный нрав, от отца – любовь к лошадям, отвага и родинка на левой ноге. Эти подробности Шолохов нам дает неслучайно. Это завязка. Восемнадцатилетний Николка счастлив, что он сражается за новый мир. Жалко только, что молод очень, учиться надо бы, и тянет Николку учиться, устал он шашкой махать. «Опостылело все…в город бы уехать…Учиться б…А тут банда. Опять кровь, а я уморился так жить…»

                Многоточия, которые отделяют каждую реплику, характеризуют отрывочность мыслей, внутренне состояние Николки. Писатель, таким образом, готовит читателя к тому, что герой не может больше проливать кровь, жестокость не столько озлобляет, сколько проясняет его мысли. И мы хорошо представляем себе образ главного героя: удалого, опытного, везучего красного конника. Мы даже сочувствуем ему. «Последний бой», - говорит он себе, готовясь к атаке.

                Используя метод сравнения и противопоставления героев, Шолохов в следующей главе характеризует атамана и его банду. У Николки «отважный эскадрон», у атамана – «отъявленный народ в банде». Смело топчут кони эскадрона поля донские – «уходят по-волчьи» беляки. Отдыхает по – простому, по избам эскадрон Николки – атаман дня не бывает трезвым. Но что есть общее у главных героев?

                Отца семь долгих лет не было дома. Вырос без отцовской ласки Николка Кошевой, тоже три года мыкается по донским степям. А степь между тем стоит – родная обоим. Шолохов дает пейзаж как нельзя к месту, он завораживает обоих героев. Глаз отмечает, как «придорожные кучерявится, лебеда и поволоки  махрово лопушатся». Что особенного для того, кто не жил в донской степи, не знает ее, как себя, не тер в ладонях ядреную пшеницу, не бродил по песчаным буграм?

                Но для Николки, как и для атамана, это родные места. А пьян атаман еще и потому, что ему тоже опостылело воевать. Урожай стоит, просит хозяйских рук. «Боль, чудная и непонятная, точит изнутри, и чувствует атаман: не забыть ее и не залить лихоманку никаким самогоном».

                Вот так гениально просто Шолохов подводит обоих героев к осознанию: пролилась кровушка не на одно поколение, мира просит душа. Одни похожие чувства испытывают  оба казака. Таким образом, этот пейзаж играет роль психологического толчка для героев, он готовит и читателя к будущей встрече героев.

                На эту встречу Кошевого выводит мельник Лукич, подсказав, где прячется банда, и эскадрон готовится к бою. Николка, хотя и «от ночей бессонных зелененький», ска4ккал впереди своего отряда. Кони летели налетом, стучал пулемет, и белые рассыпались по опушке. Бой завязался быстро. Очень интересно читать, как Шолохов описывает этот бой.мы еще ничего не видим, но слышим уже его. Звукопись, которую использует автор, делает этот бой зримым:

-Тук! – падал выстрел.

Это скороговоркой бормотало:

-Так!

-Тук! - Так! Тук! – Так!

И за бугром отвечало: «Так! Так! Так!»

Это неожиданная деталь, «работающая» на психологическое   состояние и воображение читателя. Выстрелы вспугнул волка, он выскочил из бурелома на бугор, спрятал голову в себя и тягуче выл, глядя на бой. Но люди не замечали его, и волк ушел в заросли нескошенного поля. Через фигуру волка, невольно вмешавшегося в противостояние людей, через его вой автор показывает протест самой природы против бесчеловечности кровопролитии. Но этот  знак природы не воспринимают герои. Они летят на конях, готовые растоптать, расстрелять друг друга.

                Описание боя короткое, но яркое, жесткое, точное, совершенно кинематографически выписанное автором.  «В неудержимом бегстве» повернул атаман коня, «На него, раскрылатившись, скачет один и шашкой помахивает». Это николкина бурка развевается, как крылья. На груди у Николки бинокль болтается, и читатель видит бой близко, как будто разглядывает его в этот бинокль!

                Увидел атаман молодое безусое лицо Николки, злобой перекошенное, и не пожалел его, «выстрелил в нараставшую чёрную бурку. Лошадь упала, Николка бежал все ближе к атаману, а тот рассматривал его, как в бинокль, и оценивал: горяч, через это и смерть его тут налапает». Безжалостно, коршуном налетел, и «обмякло под ударом тело. И послушно сползло наземь».

                Образ коршуна для степи естественен, и Шолохов использовал его, чтоб показать безжалостность атамана. Жестокость ситуации подчёркивает и еще одна художественная деталь. Когда падал убитый Николка, «за перелеском взвыл по-звериному волк и осекся». «Солнце закрылось тучей, и на степь, на шлях, на лес…упали плывущие тени». Закрылись глаза молодого красногвардейца – и природа укрылась тенью, как саваном. Я вижу здесь настоящий психологический пейзаж. Такова кульминация ‘этого небольшого рассказа. Она будоражит читателя, ожидавшего от этой встречи совсем другого. (Читатель обычно мечтает о счастливом конце!) Но Шолохов остался верен жизненной правде и не украшает ситуацию вопреки ожиданиям читателя.

Развязка рассказа – настоящая трагедия. Атаман и здесь остается рачительным хозяином. Увидел он в последний момент отличные сапоги на убитом и слез с коня, чтобы снять их для себя. А как же, боевой трофей!  «Ногой, упираясь в хрустящее колено, снял один сапог быстро и ловко…и на ноге, повыше щиколотки, родинку увидел с голубиное яйцо. Медленно, словно боясь разбудить, повернул холодеющую головушку, руки измазал в крови, всмотрелся, обнял неловко и сказал глухо:

-Сынок!..Николушко!...Родной!...Кровинушка моя!...

                Не принесла счастья Николке отцова родинка, принесла смерть. Это противопоставление очень хорошо «читается» и производит сильнейшее впечатление. Когда нам читали рассказ на уроке литературы, мы онемели от ужаса  и предчувствовали конец; «К груди прижимая, поцеловал атаман стынущие руки сына, и, стиснув запотевшую сталь маузера, выстрелил себе в рот…»

                Я не знаю, есть ли в современной Шолохову литературе рассказ с таким пронзительным чувством беды, разочарования от  всех побед большевиков, как этот маленький и емкий рассказ. Шолохову удалось, опираясь на великий  русский язык, на искусство построения композиции, на психологический пейзаж, на умение автора «руководить» фабулой, на речевые характеристики героев, показать истинный мир человеческих чувств своих героев.

                События этого и других рассказов выписаны так психологически достоверно, так порой тонко, что удивляешься, как молодой писатель сумел это увидеть, прочувствовать, сохранить в памяти сердца и выплеснуть на бумагу. Я думаю и о том, как надо любить свой Дон, чтобы так близко к сердцу принять социальный разлом всего уклада народной жизни, чтобы тот, кто никогда не бывал в донских станицах, ярко представил себе и быт, и характеры, и внутренний мир героев, чье сердце исстрадалось в огне гражданской войны.

Тарутина Н. Н.

Категория: сочинения | Просмотров: 1238 | Добавил: Ирина | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Мини профиль
20:22
Вы вошли как: Гость
Поиск
Фотогалерея
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте.

Описание сайта


Друзья сайта
Фраза дня

Copyright MyCorp © 2024
Добро пожаловать на сайт "Солнечный луч" учителя русского языка и литературы Романенко Ирины Леонидовны.