Прозвенел звонок. Учитель вошел в класс. На доске уже были написаны слова БАС, БАСНЯ, БАСИТЬ, БАСЕННЫЙ, БАСНОСЛОВНЫЙ, БАССЕЙН. - Есть что-то общее у этих слов? - спросила Ирина Леонидовна. - Есть, все они начинаются на БАС, - сразу же ответила Беатриса. - А можно их считать однокоренными, ведь у них есть общая часть?- продолжала Ирина Леонидовна. - Нет! - хором воскликнули ребята, громче всех - Кемалоглу Селим. - А почему? _ Некоторые из них имеют разное значение. Например? БАС и БАСНЯ не имеют ничего общего в значении, а однокоренные слова - это слова, образованные от одного корня. Однокоренные БАС И БАСИТЬ: БАСНЯ, БАСЕННЫЙ, БАСНОСЛОВНЫЙ- это другая группа однокоренных слов, а БАССЕЙН не относится ни к первой, ни ко второй группе, - как всегда основательно ответила на вопрос учителя Бабенко Наташа. - Правильно, похвалила ее Ирина Леонидовна.-Для проверки я вам дам еще ряд слов, очень похожих внешне друг га друга: БАРС, БАРСКИЙ, БАРСОВЫЙ, БАРСТВО, БАРСУК, БАРСТВОВАТЬ, БАРСУЧОНОК, Все ребята, кроме Белокопытова ( он в это время развлекал соседку по парте), эти слова Быстро разделили на три группы: 1-БАРС, БАРСОВЫЙ; 2- БАРСКИЙ, БАРСТВО, БАРСТВОВАТЬ; 3- БАРСУК, БАРСУЧОНОК. - А теперь, ребята, я вам дам более трудную задачу. Запишем в тетрадях слова ЖЕЧЬ, ЗАЖЕЧЬ, ЗАЖИГАТЬ, ЖЖЕНИЕ, ПОДЖОГ. Как вы думаете, это однокоренные слова? - спросила Ирина Леонидовна. - Да! - все ребята подтвердили ответ. - Теперь найдем корень этих слов. Ребята задумались, в классе наступила тишина. Петров, который до этого старательно что-то рассматривал на потолке, вдруг взял в руку ручку и записал в свою тетрадь число, потом подумал и написал : "Классная работа". - Неужели только звук Ж, неуверенно сказала Стася, которая в это время что-то старательно искала в своем портфеле, - тогда что такое ЕЧЬ в слове ЖЕЧЬ? - Ребята, вы забыли о чередовании звуков, которое сопровождает образование новых слов. Как вы помните , чередоваться могут и согласные звуки , и гласные, - напомнила Ирина Леонидовна. -Я понял, - воскликнул Бич Иван, - в этих словах как раз и есть чередование и согласных, и гласных. - И все же какой же здесь корень?- спросил Ислям. Объяснить взялась Наумова Настя: - В слове ЖЕЧЬ корнем является все слово, в а в слове ЗАЖИГАТЬ корень ЖИГ-, здесь чередуется Е с И. - Какой трудный корень!- вздохнула Наташа. - Таких корней в русском языке немало, поэтому в трудных случаях вы должны обращаться к "Школьному словообразовательному словарю". Ирина Леонидовна показала учащимся словарь З. А. Потехи "Школьный словарь строения слов русского языка". Задание на дом : Найдите в словаре корни, которые в родственных словах имеют чередование.