Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 29.03.2024, 11:44

Солнечный луч

Меню сайта
вход
Погода
Наш опрос
Оцените мой сайт
javascript:; javascript:;
Всего ответов: 1553

Статистика
.
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Время жизни сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Занимательно о русском языке

Стилистическая роль имен прилагательных и их правописание (6 класс)

Стилистическая роль имен прилагательных и их правописание (6 класс)

                Урок совершенствования знаний, умений и навыков.

(формирование умений, навыков, целевое применение усвоенного)

              Цель урока:  раскрыть роль прилагательных как средства выразительности и повторить их правописание. Дать лексический, синтаксический и орфографический анализ текста.

              Воспитательная цель: прививать любовь  к природе родного края.

Ход урока

    Учитель: Какое время года любил А.С.Пушкин? Предметом нашего разговора станет                                  сегодня осень, хотя мы уже с ней попрощались. Ей посвящены стихи и проза,                 которые мы будем исследовать.

(Просмотр презентации «Осень в Новороссийске»)

Дома вы подобрали стихи об осени. Откройте их. Нужно озаглавить, найти нужные строчки для данных фотоэтюдов.(ответы учеников: «пышное природы увядания», «очей очарование», «Роняет лес багряный свой убор».

1.      Осень полна красок (работа в группах) Вставить пропущенные буквы, распределить листочки по цвету:

-              Б…гровая з…ря

-              Б…рюзовые обл…ка

-              Ф…олетовые тучи

-              Л…ловый наряд

-              Янтарный к…вер

-              Оранж…вые фрукты.

        Записать яркие, красочные предложения с использованием словосочетаний об осени. Прочитать предложения. Получилось сочинение – миниатюра. 

         Сейчас мы будем учиться, как сделать наше сочинение более красочным. Ответим на вопросы: Какой частью речи являются словарные слова? По каким 3 признакам слова делим на части речи? Что называется именем прилагательным?

2.      Работа по карточкам.

                               Карточка №1

Задание: Показать синтетическую роль прилагательных. Составить схему и расставить знаки препинания в первом  предложении. Объяснить правописание слова «неприятных»

Красивый осенний пейзаж вызывает радостное чувство отвлекает от неприятных мыслей успокаивает и даже лечит. Красота нашей земли хрупка и уязвима. 

       пейзаж (какой?) красивый осенний,

чувство  (какое?) радостное,

от мыслей (каких?) неприятных,

красота (какова?) хрупка и уязвима.

                                      Карточка №2

 Задание: Начертить схему, расставив знаки препинания. Подчеркнуть прилагательные так, каким членом предложения являются. Объяснить правописание слова «ярко-красных».

              Потемнели выси и долины

              Ветерок порывист и остер

              В ярко-красных галстуках рябины

              Собрались на праздничный костер.

  ветерок (каков?) порывист и остер.

  в галстуках (каких?) ярко-красных.

  на костер (какой?) праздничный.

3.      Работа с текстом (на интерактивной доске)

Задание: Прочитайте выразительно текст. Читает учитель текст без прилагательных. Какой текст лучше? Почему? (ярче, красивее).

               Поздняя осень красивое время в лесу. Она приходит и багряным янтарным цветом загораются деревья, кусты и травы. Длинные ветви плакучей ивы касаются глади реки.

Расставить знаки препинания и объяснить их. Составить схему второго предложения. Объяснить слово «длинные».

Обратим внимание на 3 предложение. Сколько здесь определений? (четыре)

                       Длинные ветви,

                       ветви (чьи?) ивы;

                       плакучей ивы,

                       глади (чьи?) реки.  

Как доказать, что «реки»- определение? ( Образуем синонимические конструкции, словосочетания)         

 Гладь реки, речная гладь, ветви ивы, ивовые ветви.

4.      Учитель.

Прилагательное обозначает признак предмета, т.е. определяет предмет, сообщает об определенных сведениях, уточняет признаки, а иногда определение несет эмоциональную нагрузку и является художественным приемом. Это уже красочное определение.  Как называется этот прием?  (эпитет)    Плакучая ива – постоянный эпитет. Почему ее так называют?  ( В каждом листочке ивы находятся кристаллики воды, которые напоминают слезы) Какие еще знаем мы постоянные эпитеты?

Золотые руки,

Красная девица,

Добрый молодец,

Месяц ясный.

       Одно и то же слово может быть просто определением и эпитетом в зависимости от контекста. Писатели и поэты ищут свежий эпитет, чтобы эмоционально воздействовать на читателя.

5.      Работа устно. Словосочетания написаны на доске.

Определите, где эпитеты? (в первом или во втором с столбике) Какую эмоциональную нагрузку несет каждый эпитет? Приведите свои примеры.

                           Кольцо     золотое     сердце

                            Здание     каменное   лицо

                            Подсвечник   серебряный  ручей

                            Берлога      медвежья     походка

6.      Проверяем работу по карточкам. Ставлю оценки.

7.      Итак, что такое эпитет? (ответы учащихся)

8.      Какие еще художественные приемы (тропы) вы знаете? (Олицетворение, сравнение) Какие стили знаете? (разговорный, научный, официально – деловой, художественный и публицистический) Для какого стиля характерны эти тропы? Найти тропы. Стихотворения написаны на доске.

Лес, точно терем расписной,

Л…ловый, золотой,  б…гряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Сравнение: лес, точно терем расписной.

Олицетворение: веселою стеной.

Эпитеты: над светлою поляной, лес лиловый, золотой, багряный

9.      Работа с текстом. Записать текст, составить схемы, найти тропы.

                          При лунном свете сумрачные деревья шепчут друг другу: «Как страшно в лесу!» С тихим шорохом пробегает по ветвям ветерок, и под ногами шуршат бледно-желтые листья. Не шуми, ветер, не спугни осень.

     10. Раздаю листочки клена из цветной бумаги, разрезанные на 4 частей, со стихами об осени   поэтов.  (при желании можно послушать музыку  Чайковского «Времена года. Осень»).  Ученики должны собрать разрезанные части листика, выразительно прочитать написанные там стихи, найти тропы.

Настали дни, когда желанным цветом

Окрасилась осенняя листва.

Такого не увидите вы летом,

Кружится в эту пору голова.

 

Задул осенний ветер-забияка

Послышался его разгульный свист

Пронесся он, не преминув, однако,

Сорвать с ветвей последний желтый лист

 

            Я шороху листвы в полете внемлю,

       Следя, как в танце трепетном своем

       Листва кружится, падая на землю

И на дорогу бархатным ковром.

 

              Играя осенью волною,

    Летит на крыльях теплый ветер.

                    Я наслаждаюсь тишиною,

                    Купаясь в золотом рассвете.

 

                      А колкий дождь неумолимо льется,

                      И хмурятся седые облака ,-

                      Им кажется, что солнце не пробьется

                      Но все же есть на свете чудеса.

Подводим итоги урока: оценки

 Домашнее задание: написать сочинение- миниатюра "Осень в Новороссийске"

 

Романенко Ирина Леонидовна МЮОУ гимназия №8 г. Новороссийск

Категория: Занимательно о русском языке | Добавил: Ирина (15.12.2011) | Автор: Романенко Ирина Леонидовна E
Просмотров: 6037 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Мини профиль
11:44
Вы вошли как: Гость
Поиск
Фотогалерея
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте.

Описание сайта


Друзья сайта
Фраза дня

Copyright MyCorp © 2024
Добро пожаловать на сайт "Солнечный луч" учителя русского языка и литературы Романенко Ирины Леонидовны.