Краснодарский край
Муниципальное образование город Новороссийск
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 8
(полное наименование образовательного учреждения)
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от «28» августа 2015 года протокол № 1
Председатель ___Земка Н. А.
подпись руководителя ОУ Ф.И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу Жизнь языка_________________________________________
класс _____5___________________________________________________
количество часов __ 34__________________________________________
уровень обучения __ профильный _________________________________
учитель ___Романенко Ирина Леонидовна ________________________
Программа разработана на основе программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений 5-11 классы, под редакцией С.И.Львовой.- М.: Мнемозина, 2012г.
Пояснительная записка
- программа по курсу «Жизнь языка» для 5-го класса составлена и направлена на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.
Цель данного курса: повторение, обобщение и систематизация знаний по русскому языку; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Задачи курса:
- Развитие устной и письменной речи учащихся в соответствии с нормами русского литературного языка.
- Закрепление и углубление знаний учащихся по изучению синтаксиса сложного предложения.
- Формирование пунктуационных умений и навыков.
- Формирование умений опознавать, анализировать сопоставлять и классифицировать языковые нормы, оценивать их с точки зрения нормативности.
- Формирование умения работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и приобретать необходимую информацию.
Обучение курсу русского языка в 5 классе строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющего этапа и основного этапа, реализующего программный материал в логике его развития.
Результатом изучения курса является успешное применение знаний на практике, знаний об общих сведениях о русском языке, определение основных единиц языка и категорий, усвоение орфографических и пунктуационных правил, овладение устной и письменной речью, современным речевым этикетом.
Содержание программы
Язык. Правописание. – 23 часа
Жизнь языка. Языковая система русского языка. Разделы
- по фонетике: соотношение буквы и звука;
- по словообразованию: морфемика и словообразование. Состав слова.
- морфология и орфография: типы орфограмм, отработка тем «Безударные гласные в корнях слов», «Парная согласная в корнях слов», «Чередование гласных в корнях слов», «Орфограммы в глаголах», «Употребление существительных в речи», «Части речи и члены предложения».
- Текст. Приёмы работы с текстом. Тема текста: широкая и узкая. Сжатое изложение. Сочинение. Тема и идея сочинения. Тема и проблема.
- по пунктуации: Пунктуация. Три типа знаков. Алгоритм. Роль пунктуации. Трудные вопросы постановки запятой.
- по синтаксису: нормативное построение предложений различных типов. Виды синтаксического разбора; трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого. Виды сложных предложений и пунктуация в них ( развития понятия).
Речь, функциональные стили речи– 3 часа
Обобщающее повторение. Функциональные стили речи, их особенности. Речевая ситуация. Разговорная и книжная речь. Художественная и научно-деловая речь.
Общие сведения о языке – 3 часа
Что мы знаем о русском языке? Культура речи – языковая норма. Функции языка.
Повторение – 5 часов
Систематизация знаний по фонетике, орфографии. Морфемика, морфология и словообразование. Трудные случаи пунктуации. Трудные случаи правописания. Лингвистический анализ текста.
Планируемые результаты курса
Учащиеся будут знать:
- что изучает орфография.
- основные орфографические правила каждого раздела орфографии:
1) правописание морфем;
2) слитные, дефисные и раздельные написания;
3) употребление прописных и строчных букв;
4) правила переноса слов;
5) правила графического сокращения слов.
Учащиеся будут понимать:
- что русская орфография представляет собой систему правил правописания;
- суть ведущего принципа написания (единообразное написание морфем);
- связь орфографии с другими разделами языкознания (фонетикой, лексикой, морфемикой, словообразованием, морфологией и синтаксисом).
Учащиеся будут уметь:
- применять орфографические правила на письме;
- применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
- пользоваться орфографическим словарем и справочником по правописанию;
- проводить орфографический разбор слова, предложения, текста;
- соблюдать в речи основные орфографические нормы русского литературного языка.
Учащиеся приобретут навык:
- оценивать чужую речь с точки зрения соблюдения основных орфографических норм русского языка.
Основные требования к знаниям и умениям
учащиеся должны знать:
-отличительные признаки основных языковых единиц;
-основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом,
фонетикой, морфологией, орфографией;
-слова, словосочетания, предложения, текста;
-основные орфографические и пунктуационные правила;
-о некоторых нормах русского языка: произносительных,
словоупотребительных;
учащиеся должны уметь:
четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить
интонацию речи; подбирать антонимы, синонимы, фразеологические
обороты; различать слова - паронимы, омонимы, архаизмы,
неологизмы
-пользоваться орфографическим, словообразовательным,
фразеологическим, этимологическими словарями
Оборудование и кадровое обеспечение программы
Для осуществления образовательного процесса по Программе
«Жизнь языка» необходимы следующие принадлежности:
- наличие лингвистических словарей;
- наличие текстов для работы на занятиях;
- подборка видеофрагментов;
- подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет;
- компьютер, принтер, мультмедиапроектор;
- набор ЦОР по русскому языку.
Литература:
Учебники
5 класс
Львова С. И., Львов В. В.Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразоват.
учреждений. В 3-х ч. — М.: Мнемозина, 2013.
Книги для учителя
Программы, тематическое планирование
Львова С. И.Русский язык. Рабочие программы для общеобразовательных
учреждений: 5—9 классы. — М.: Мнемозина, 2013.
Львова С. И. Русский язык. Тематическое планирование уроков к учебникам
Львовой С. И., Львова В. В. 5—9 классы. — М.: Мнемозина, 2013..
Интернет-ресурсы
Официальные сайты Министерства образования и науки
Российской Федерации
http://www.mon.gov.ru/— Сайт Министерства образования и науки
Российской Федерации.
http://www.edu.ru/— Федеральный портал «Российское образование».
http://www.ed.gov.ru/— Документы и материалы деятельности
Фе дерального Агентства по образованию.
http://www.ege.edu.ru/— Федеральный портал «ЕГЭ» (Информационная
поддержка Единого государственного экзамена).
http://rusolymp.ru/ http://www.rosolymp.ru/— Сайт «Всероссийская
олимпиада школьников».
http://www.vestnik.edu.ru/— Журнал «Вестник образования».
Образовательные порталы, сетевые сообщества
учителей и методистов
http://www.school.edu.ru/— Российский общеобразовательный портал.
http://www.uroki.ru/— Образовательный портал «Учёба».
http://www.ict.edu.ru/— Портал «Информационно-коммуникационные
технологии в образовании».
http://www.edu-all.ru/— Портал «Всеобуч» — всё об образовании.
http://katalog.iot.ru/— Образовательные ресурсы сети Интернет.
http://pedsovet.org/— Всероссийский Интернет-педсовет.
http://www.it-n.ru/— Сеть творческих учителей.
http://www.mapryal.org/— Международная ассоциация преподавателей
русского языка и литературы (МАПРЯЛ).
http://som.fio.ru/ http://www.openclass.ru/— Открытый класс.
http://pedsovet.alledu.ru/— Педсовет.
http://www.uchmet.ru/— Учебно-Методический портал.
http://festival.1september.ru/— Фестиваль педагогических идей
«Открытый урок».
http://nayrok.ru/— Портал «На урок.ру».
http://www.ug.ru/— Информационный сайт «Учительская газета».
http://ps.1september.ru/— Газета «Первое сентября».
http://rus.1september.ru/— Электронная версия газеты «Русский язык».
|
|
Согласовано Согласовано
на заседании МО заместитель
- № 1 от 29.08.13г. директора
руководитель МО __________ 2013
_______ В.И.Гребёнкина ___________ Н.А.Зёмка
|
|