С сентября 2015 года все школы основного общего образования нашей страны перешли на новые стандарты, которые, в свою очередь, обязывают и учителя, и родителей, и обучающихся по-новому подходить к образованию и образовательному процессу. Президентская инициатива «Наша новая школа» не отменяет предметное образование, но рекомендует его коренное преобразование. Главную роль в таком подходе должны сыграть метапредметные технологии.
Сегодня понятия «метапредмет», «метапредметное обучение» приобретают особую популярность. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов.
Метапредметные технологии были созданы для того, чтобы включить ученика в разные типы деятельности, создать условия для личностного роста учащегося.
обусловлено самим содержанием предметов, которое напрямую связан Учителя нашей гимназии перешли на работу по новым стандартам ещё в 2013 году и наряду со всеми предлагаемыми ФГОС требованиями начали заниматься проектной деятельностью, так как из четырёх видов универсальных учебных действий личностные в большей мере формируются средствами работы над проектами. Учителя истории, искусства, математики, технологии вовлекают ребят в творческие работы, которые затем перерастают в научно-исследовательские работы. Но больший объём работ по проектам проделан учителями русского языка и литературы гимназии. Это о с работой по формированию мировоззрения учащихся.
Новороссийский Центр развития образования предложил учителям русского языка и литературы нашей гимназии поделиться опытом работы с коллегами школ города по внедрению метапредметного подхода в массовую образовательную практику и познакомить с некоторыми результатами по проектной работе. 22 декабря 2015 года на базе гимназии состоялся городской семинар учителей русского языка и литературы по теме: «Проект как вид метапредметной деятельности в рамках реализации ФГОС». Опытом поделились все учителя русского языка и литературы гимназии. В.И.Гребёнкина разъяснила, что такое проект. Проект – это пять «П»: проблема, планирование, поиск информации, продукт, презентация. С 2013 года учащимися 5-х, 6-х, 7-х классов, в которых работает Валентина Ивановна, разработаны проекты: «Этимология фразеологизмов. Человек с головы до пят», «Русские меры веса в крылатых выражениях», «Цифра 7 в пословицах и поговорках», «Диалектные прозвища – родоначальники имён и фамилий», «Откуда пришли слова». Учащаяся 5-а класса Мариетта Шагинян, координатор проекта, подробно рассказала о том, как проходит работа над долгосрочным проектом «Разные слова». Весь класс поделён на девять групп по три человека. Каждая группа выбрала себе тему, над которой работает и готовит её к защите. Для того чтобы качественно защитить проект, группа выступает со своей темой перед учащимися начальной школы и параллельными классами, ребята учатся отвечать на вопросы, готовы к тому, чтобы заменить друг друга в случае болезни.
Ирина Леонидовна выбрала долгосрочный проект: «Школьная газета» и в течение ряда лет с ребятами всех возрастов выпускает газету «Солнечный луч». Состав редакции, как правило, стабилен, отбор сотрудников проводится тщательно, потому что газета гимназии – это её лицо. Рита Кокунько и Диана Петросян поделились с учителями города планами работы над газетой, а показанное видео продемонстрировало «кухню» работы над выпуском очередного номера «Солнечного луча». Газета не пропускает ни одну знаменательную дату как гимназии, так и страны, в ней печатаются все желающие. Для многих ребят с газеты гимназии начинается их творческий путь: у кого-то журналистика, у кого-то фотография, как у Олейника Кирилла, он бессменный фотограф газеты.
Стандарты, к сожалению, не дают учителю реального инструмента по раскрытию сути метапредметов, поэтому каждому педагогу приходится выбирать подходы с учётом способностей учащихся класса, их интереса, надпредметному основанию, которым является сама деятельность ученика и педагога. Учителя русского языка и литературы, предлагая темы для проектной работы, исходят из того, чтобы было интересно обеим сторонам. Елена Валерьевна Литвина со студенческих лет сохранила любовь к одному из самых замечательных людей России – Михаилу Ломоносову. Энциклопедичность его знаний поражает до сих пор. Революция в стихосложении, упрощение лексики и одновременно сохранение великорусского языка – общая тема проекта учащихся 5 - 7 классов. Проект восьмиклассников носит название «Путешествие в историю слова. Устаревшая лексика: историзмы и архаизмы». Цель этой работы заключается в следующем: расширение кругозора учащихся, закрепление их знаний о Полтавском сражении, формирование чувства гордости, уважения к историческому прошлому страны, привитие ребятам чувства гордости и уважения к деятельности великих людей. Участники проекта Ибраимов Руслан и Михайлиди Светлана презентовали свою работу, сделав акцент на описании мозаичного полотна М.В.Ломоносова «Полтавская баталия», введя в словесную ткань повествования устаревшую лексику.
Каждому из нас интересно узнать о том, откуда пришли названия тех мест, где мы родились и выросли. Этим занимается наука «топонимика». Выяснить историю возникновения топонимов решили учащиеся 5 – 6 классов под руководством Штана Надежы Борисовны. Топонимика помогает восстановить черты исторического прошлого народов, определить границы их расселения, очертить области былого распространения языков, географию культурных и экономических центров, торговых путей. Проект «Топонимы Краснодарского края» дал возможность ученикам расширить представление о топонимике, различных группах топонимов родного края, узнать о происхождении и написании топонимов. Тема интересна для ребят ещё и тем, что предстояло выяснить, как складывались и закреплялись топонимы и откуда в Краснодарском крае оказались иноязычные названия.
В заключение семинара председатель МО учителей русского языка и литературы гимназии Гребёнкина В.И. подытожила работу следующим напутствием всем учителям: острая необходимость в метапредметах связана с тем, что традиционные средства и способы педагогической работы не позволяют сделать обучение в школе адекватным уровню развития промышленности и других сфер практики нашей страны. Передовой учитель добивается метапредметного результата обучения, который развивает базовые способности учащихся: мышление, понимание, коммуникацию, рефлексию, действие.
Заведующая библиотекой
МБОУ гимназии №8,
учитель искусства Давтян А.А.
|