ЦЕЛИ:
· Образовательная – формирование понятия о роли прилагательных в художественном тексте;
· Развивающая – формирование умения работать по плану; развитие устной и письменной речи; умение читать картину;
· Воспитательная – воспитание любви к искусству слова, живописи.
Оборудование: портрет В. Васнецова, репродукция картины «Богатыри»»
Доска интерактивная: презентация «Васнецов-сказочник»
Ход урока
I. Перед сочинением проводится беседа, позволяющая учителю выяснить, что знают учащиеся о В.М. Васнецове, какие картины художника они видели.
Вопросы классу:
1. Кто такой Виктор Михайлович Васнецов? (Известный русский художник)
2. Когда он жил и работал? (Во второй половине 19-начале 20 века)
3. Что оказало большое влияние на живопись художника? (Устное народное творчество)
4. Какие картины Васнецова, написанные по мотивам сказок и былин вы знаете? («Ковер-самолет», «Аленушка», «Витязь на распутье», «Богатыри», «Иван-царевич на сером волке», «Царевна-лягушка) Названия картин записываются на доске.
Учитель сообщает, что одним из лучших произведений В.М .Васнецова является картина «Богатыри», над которой он работал около 20 лет (1881-1898). В картине все продумано до мельчайших деталей, все подчинено главной мысли: показать благородство, огромную силу, неустрашимость и красоту русского народа. Полностью картина называлась: «Богатыри русские на заставе богатырской смотрят, нет ли где ворога, не обижает ли кто народ православный», имела она и другое название «На Киевской заставе».
Беседа по картине включает следующие вопросы:
1. Какой период из жизни русского государства отражен на картине? Что вы знаете о нем?
2. Кого изобразил художник на полотне?
3. Каков фон картины?
Ответы на вопросы предлагают краткие сведения об эпохе, когда Русь должна была защищаться от врагов. Ее защитники – известные по былинам любимые герои – богатыри – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Фон картины – типичный русский пейзаж: степь, поросшая ковылем, темный лес, курганы.
Обращаем внимание на то, что ни в окончательном названии, ни в подписи не сказано о защите земли, но позы героев, их силуэты, детали картины говорят об этом. Это первое впечатление от каротины.
Следующий этап работы – выяснение главной мысли ее, выраженной в фигурах богатырей.
4.Кто из богатырей больше всего привлекает наше внимание? Почему?
5. Что мы знаем об Илье Муромце из былин? Как народ рассказывает о его подвигах, силе богатырской? Во имя чего он их совершает? Что общего в изображении Ильи Муромца в былине и на картине? Какие детали портрета раскрывают облик героя?
6. Какими красками написан Илья Муромец и почему? (Фигура богатыря написана в желтых, темно-синих, серых и черных тонах, эти холодные тона подчеркивают суровую простоту в облике крестьянского сына Ильи Муромца).
7. Таким ли вы представляли себе богатыря, читая былины?
8.Как нарисовал В. М. Васнецов другого богатыря – Добрыню Никитича? Что вы знаете о нем из былин? Учитель дополняет ответы учащихся. Добрыня – побратим Ильи, тоже богатырь – герой, сын богатого купца рязанского. Он прославился своей борьбой за русскую землю с ханом Бытыем. Былины описывают его, как рассудительного богатыря, дипломата. Благодаря своему уму, он добивается успеха. Добрыня нарисован по правую руку от Ильи. Чертами лица напоминает самого художника. У него умный взгляд, он пытливо смотрит вдаль. Как и Илья, Добрыня храбр, силен. Но одет он в богатый кафтан, меч у него в золотых ножнах. Конь Добрыни в нарядной сбруе. Интересна деталь: полумесяцы на сбруе – символ победы богатыря над злым татарином.
9. Как нарисован третий богатырь – Алеша Попович? Что вы знаете о нем из былин?
Алеша Попович – тоже побратим Ильи, «сын соборного попа ростовского»: он молод, но победил злого Тугарина Змеевича, много раз отважно дрался с кочевниками, тоже защитник земли русской? Действует против врага находчивостью, хитростью. Рядом с Ильей он кажется особенно стройным, вооружен, щегольски, у седла висят гусли. Конь Алеши легкий на бегу, выносливый, как и хозяин.
10. что объединяет богатырей в грозную силу?
11. какие детали на полотне указывают на приближение опасности?
Опасность приближается справа: конь Добрыни повернул голову вправо и т.д.
12. Что усиливает впечатление силы и мощи богатырей?
Размеры полотна, его монументальность, детали пейзажа – маленькие ёлочки у ног лошадей.
13. Какие детали пейзажа помогают увидеть тревожность времени?
Небо облачное, осеннее. Гонит ветер тучи, колышет пожелтевшую траву в сте6епи, разметал гривы и хвосты богатырским коням.
14. Какие еще названия можно дать картине?
«В дозоре», «Богатырская застава», «На страже своих границ».
15. Что роднит полотно В. М. Васнецова с былинами?
Картина проникнута горячей верой в силу и величие России. Она близка нам своей глубокой идейностью, патриотическим чувством и поэтической правдой.
В результате коллективной работы учащиеся записывают план сочинения.
Примерный план
1. Великий русский художник В. М. Васнецов.
2. История создания картины «Богатыри».
3. Эпоха, отраженная в ней.
4. Герои васнецовского полотна (внешний вид их, выражение лица, поза, характер богатырей).
5. Главная мысль картины.
Домашнее задание: собирание и запись материалов наблюдений, начало сочинения.
Примерное сочинение:
Виктор Михайлович Васнецов – один из известных и любимых русских художников. Большое влияние на его творчество оказала устная народная поэзия. Его самые известные картины написаны по мотивам русских народных сказок, былин. «Богатыри» – лучшее произведение Васнецова. Над ним художник работал более двадцати лет.
На картине мы видим трех могучих богатырей. Это Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович.
Они богато и красиво одеты. Под ними сильные богатырские кони. Их оружие наготове. Добрыня Никитич вынимает меч из ножен, Илья Муромец повернул копьё в сторону врага, Алеша Попович уже наложил на лук стрелу.
Всадники остановились на границе русской земли и зорко всматриваются вдаль. Вокруг них виднеются холмы, перелески, над ними плывут облака. Крепко стоят богатыри на рубеже родной земли.
В облике Ильи Муромца художник отразил силу, мудрость, благородство, в Добрыне Никитиче отметил знание, опытность, решимость. В образе Алёши поповича показал безграничную отвагу, смелость и весёлый характер. В картине «Богатыри» прославляется мощь, высокие духовные качества и патриотизм русского народа.
Романенко Ирина Леонидовна МБОУ гимназия №8 г. Новороссийск
|