Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 29.03.2024, 15:16

Солнечный луч

Меню сайта
вход
Погода
Наш опрос
Оцените мой сайт
javascript:; javascript:;
Всего ответов: 1553

Статистика
.
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Время жизни сайта

Блог

Главная » 2012 » Апрель » 15 » «Во всем мне хочется дойти до самой сути…» (по лирике Б. Пастернака)
22:32
«Во всем мне хочется дойти до самой сути…» (по лирике Б. Пастернака)


                Сборник произведений Бориса Пастернака невозможно только перелистывать. Вчитываемся в строки:

                Не знаю, решена ль

                Загадка зги загробной,

                Но жизнь, как тишина

                Осенняя, - подробна.

(«Послесловие»)

                О вихрь,

                Ощупай все глуби и дупла,

                Найди мою песню в живых!

                               («Осень»)

                Все эти цитаты – размышления о жизни, о человеке, смысле бытия, о любви, о вечном беспрерывном движении, которое мы называем привычным словом – жизнь. «Сестра соя – жизнь», - говорит  сам Пастернак, вписывая и самого себя в микро – и макрокосмос бытия.

                Кто-то скажет, что Борис Пастернак – трудный поэт, не все его стихи понятны читателю. Да, к ним надо привыкать, в них надо вчитываться, а наш «скоростной « век не располагает  для этого. К тому же и стихи его очень насыщены метафорами, как бы зашифрованы, и надо иметь воображение, чтобы увидеть за метафорой образ:

                Текли лучи. Текли жуки с отливом,

                Стекло стрекоз сновало по щекам.

                Был полон лес мерцанием кропотливым,

                Как под щипцами у часовщика.

                Здесь все так понятно. Когда лежишь в траве с закрытыми глазами где-нибудь на лесной полянке, то сквозь приоткрытые веки лучи солнца именно «текут»! Крепко зажмуриваешься – черные с оранжевым точки, как «жуки с отливом» уплывают куда-то на край глаз. И прозрачная стрекоза коснется твоей неподвижной щеки, и возятся вокруг тебя муравьи, снуют в своей мелкой, кропотливой работе. И как терпеливый часовщик в лупу рассматривает мир мельчайших механизмов, ища в них поломку, так и ты пытаешься понять, разглядеть жизнь леса, вписаться в него.

                В стихах Пастернака почти всегда так: необычные образы, возникшие от созерцания какой-то простой житейской сценки уживаются в одном стихотворении с другим образом, построенном  на сравнении, но только более открытом и доступном для понимания читателя, то есть  , как говорил сам поэт, «образ входит в образ», «предмет сечет предмет».

                Кому-то это не нравится, кажется усложнением, дроблением изображения, а мне этот натиск образов, их смена и многообразие кажутся естественным лирическим состоянием поэта. Он как бы хочет выговориться перед нами, как бы с разных точек характеризует предмет. Поэт как бы чересчур богат и неразумно тратит слова на одно стихотворение, не боясь, что ему не хватит их.

                Но Борису Пастернаку мало одной метафоричности стиха. Он так насыщает строки аллитерациями, что порой теряешь от восторга этой талантливой «сделанностью» и сам смысл строки. Хочется просто произносить русское слово, наслаждаться скрытой в обычной строке гармонией или дисгармонией слогов, словосочетаний, целых четверостиший! Аллитерации в предыдущем стихе просто великолепны. Они не случайны, нет! Вот другие:

                Осень. Сказочный чертог,

                Всем открытый для обзора.

                Просеки лесных дорог,

Заглядевшихся в озера.

 

Как на выставке картин:

Залы, залы, залы, залы

Вязов, ясеней, осин

В позолоте небывалой…

В этом стихотворении «Золотая осень» восемь строф, и во всех эта аллитерация «з-с» четко просматривается! А только ли она! Какие неповторимые сравнения, олицетворения в третьей, четвертой строфе:

Липы обруч золотой-

Как венец на новобрачной.

Лик березы – под фатой

Подвенечной и прозрачной.

 

Погребенная земля

Под листвой в канавах, ямах.

В желтых кленах флигеля,

Словно в золоченых рамах.

А следующее четверостишие просто гениально. Ко всем уже названным тропам в нем добавляется аллитерация «др-бр-тр», и оно уже поется:

Где деревья в сентябре

На заре стоят попарно,

И закат на их коре

Оставляет след янтарный…

Ведь тут дело не только в олицетворениях или сравнениях, это техника, пусть и виртуальная. Это редкостная  одаренность, это совершенно ошеломляющая поэтическая стихия, музыкальная, живописная, звуковая. Да, недаром В. Маяковский в статье «Как делать стихи» называет стихи Пастернака гениальными.

Но вспомним гениальность А. Пушкина. Она – в простоте. В начале девятнадцатого века он сумел так с нами объясниться, что русский язык нами воспринят был гениально простым, родным. Когда другие витийствовали , Пушкин сумел сказать свое сокровенное так, что оно стало нашим.

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла,

Печаль моя полна тобою…

Пушкина хочется читать от просветленной полноты и прозрачной понятности. Он так велик и не кичится этим, что читателю кажется, что Пушкин стоит рядом на одной ступеньке по адекватности восприятия. А все это потому, что Пушкин, как тороватый хозяин, «тратит» слова бережно, пряча за ними свои истинные богатства. И может, поэтому нам хватило Пушкина на двести лет и хватит еще надолго.

У Бориса Пастернака иное обращение со словом. Он, как богатый чародей, разбрасывает свои богатства пригоршнями в каждом стихотворении, а запас не скудеет. Мне кажется, что язык для Пастернака – это сломавшийся калейдоскоп, где  много чудесных стеклышек – слов, но нет узора. Волшебной палочкой таланта он собирает эти слова в неповторимые живописные узоры. Стихи поэта так музыкальны и живописны, может быть, потому, что мать его и жена были пианистками, сам Пастернак в начале жизни грезил о карьере пианиста, а отец его был замечательным художником.   Творчество на грани нескольких видов искусства помогало поэту строить стихотворение по законам восприятия музыкального или живописного образа. Эта многомерность и заставляет  удивляться поэзии Пастернака, произносить вслух отдельные строки, наслаждаться родившейся ассоциацией, удивляться таинству строки…  и не понимать при всем понимании, ка же  все-таки в душе одного человека рождаются и эти метафоры, и эти ассоциации. Послушайте:

Мело, мело по всей земле,

Во все пределы.  
Свеча горела на столе,  
Свеча горела. 

Как летом роем мошкара  
Летит на пламя,  
Слетались хлопья со двора  
К оконной раме. 

Метель лепила на столе  
Кружки и стрелы.  
Свеча горела на столе,  
Свеча горела. 

На озаренный потолок  
Ложились тени,  
Скрещенья рук, скрещенья ног,  
Судьбы скрещенья. 

И падали два башмачка  
Со стуком на пол,  
И воск слезами с ночника  
На платье капал. 

И все терялось в снежной мгле  
Седой и белой.  
Свеча горела на столе,  
Свеча горела. 

На свечку дуло из угла,  
И жар соблазна  
Вздымал, как ангел, два крыла  
Крестообразно. 

Мело весь месяц в феврале,  
И то и дело  
Свеча горела на столе,  
Свеча горела. 

Хотела напомнить одну-две строфы, но незаметно переписала все стихотворение. Я пишу стихотворение на память и ловлю себя на мысли, что не просто произношу знакомые слова, а четко про себя «отрабатываю» языком каждую аллитерацию, отмечаю «образ в образе» во второй строфе, улыбаюсь словечку «слетались»  (как живые!) хлопья снега.  Зачем «слетались»? Посмотреть или скрыть от чужого глаза счастливую встречу двух влюбленных?

Обобщенный образ метели укрупняется от строфы к строфе, но это не злая снежная буря, способная погубить человека, а мягкая метелица, которая отгораживает огромный мир от влюбленных, создает им в доме маленький рай.

Рефрен «Свеча горела на столе, свеча горела» и создает настроение и ощущение незыблемости любви, ее вечности. Поражает простотой и конкретностью строка «скрещенье рук, скрещенье ног», которая вырастает до трагической «судьбы скрещенье». Кто читал «Доктора Живаго», тот знает, что для главных героев романа это было именно так.

И пятая строфа меня просто потрясает. О чем она? О том, как торопливо героиня стихотворения сбросила обувь с ног, а воск свечи не пачкал ей платье? Какая проза! Не об этом слова поэта. Через трогательное «два башмачка» Юрий Живаго передает свое отношение к Ларе.

Вспоминается принц, Золушка, сказочная метель, башмачки, встреча на балу, как торжество сбывшейся мечты. Двумя словами поэт сумел передать чудо неожиданной встречи с любимой…

Им было что оплакивать в эту ночь, встретившись среди зимы, нищеты, войны. Здесь «воск слезами… капал» - аллегория страданий героев. Так и хочется подумать: «Красиво сказано…»

Запоминается и яркая антитеза «на свечку  дуло» - «свеча горела». Как легко трансформирует Пастернак простую восковую свечку на столе в негасимый огонь любви!

Мое любимое стихотворение Пастернака достойно и более серьезного анализа. Хочется сказать и о перекрестной мужской и женской рифме. Которые чередуются в каждой строфе, и об особенностях ямба, и об ассонансах этого стихотворения, и о кинематографической четкости изображаемой сцены…

Во всем мне хочется дойти

До самой сути, -

Как говорил сам Пастернак. Это стихотворение мне тоже очень нравится. В нем нет сложностей. В нем одни переживания всего многообразия жизни, человеческих чувств, взахлеб захватывающих поэта. Здесь соединились в авторе философ и лирик, психолог и музыкант, тонкий наблюдатель жизненных событий и поэтический феномен.

Ну, какая же строчка лучше:

Я б разбивал стихи, как сад,

или

В стихи б я внес дыханье роз?

Обе стали хрестоматийными, как и эти.

Во всем мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До их причин,

До оснований, до корней,

До сердцевины!

А для кого – то любимым стало стихотворение «Быть знаменитым некрасиво» и «Гамлет», для другого - «Февраль. Достать чернил и плакать» или «О знал бы я, что так бывает» У каждого вдумчивого  читателя  свой пастернак. Кто-то восхищается изображением природы в стихах поэта и вспомнит о ветре, который «жалуясь и плача», «раскачивает лес и дачу». Природа действительно живет в поэзии Пастернака:

И можно слышать в коридоре,

Что происходит на просторе,

О чем в случайном разговоре

С капелью говорит апрель.

Или:

Зачем же плачет даль в тумане,

И горько пахнет перегной?

Согласимся, что единение я- природа – мир – это и есть мир поэта, в котором живет его дух.

Благоговейное отношение поэта к природе хорошо выражено в его стихах:

Природа, мир, тайник вселенной,

Я службу долгую твою,

Объятый дрожью сокровенной,

В слезах от счастья, отстою.

Так жил и творил полвека в русской литературе лауреат Нобелевской премии Борис Леонидович Пастернак, реализуя поэтическое кредо и нравственную позицию, которые четко видны в строках:

И должен ни единой долькой

Не отступиться от лица,

Но быть живым, живым и только,

Живым и только до конца.

 


 

 

 

Свеча горела на столе, свеча грела...

 Тарутина Нина Николаевна

Категория: сочинения | Просмотров: 3524 | Добавил: Ирина | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Мини профиль
15:16
Вы вошли как: Гость
Поиск
Фотогалерея
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте.

Описание сайта


Друзья сайта
Фраза дня

Copyright MyCorp © 2024
Добро пожаловать на сайт "Солнечный луч" учителя русского языка и литературы Романенко Ирины Леонидовны.