Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 18.04.2024, 17:30

Солнечный луч

Меню сайта
вход
Погода
Наш опрос
Оцените мой сайт
javascript:; javascript:;
Всего ответов: 1554

Статистика
.
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Время жизни сайта

Блог

Главная » 2012 » Октябрь » 28 » Рекомендации к уроку М. Ю Лермонтов «Бородино»
21:57
Рекомендации к уроку М. Ю Лермонтов «Бородино»

Рекомендации к уроку

М. Ю Лермонтов «Бородино»

Работу над стихотворением «Бородино» в классе целесообразно провести по следующему плану:

  1. Краткое вступительное слово учителя о войне 1812 года и о Лермонтове – патриоте.
  2. Чтение стихотворения учителем (наизусть).
  3.  Повторное чтение учащимися по частям с объяснением непонятных слов и выражений (лафет, чужие изорвать мундиры о русские штыки…).
  4. Анализ стихотворения;

 

       а) Характеристика старого солдата как типичного представителя народа.

       б) Идея стихотворения «Бородино».

       в) Художественные особенности стихотворения.

       г) Значение стихотворения «Бородино» для нашей современности, в период ВОВ.

       5.Задания для самостоятельной работы по усмотрению учителя.

       6. Итоги.

 

Тема стихотворения «Бородино» - тема о народе , как о главной движущей силе исторического процесса в ответственный исторический момент, когда решалась судьба русского народа.

Лермонтов описал Бородинское сражение в полном соответствии с действительными фактами , в согласии  с воспоминаниями участников событий.

Чтобы придать описанию Бородинского сражения характер правдивого, безыскусственного, естественного рассказа, Лермонтов показывает все события  через восприятие простого русского человека, рядового солдата, активного участника этой битвы.

Рассказчик (старый солдат) выражает  мысли и чувства всей армии. Он говорит не о себе, а обо всех сражавшихся и лишь, между прочим, о себе. В его лексике только три раза встречается местоимение «я». И это понятно: он рассказывает о героизме и величии духа русского солдата. Поэтому его личное «я» сливается с коллективным «мы» в стремлении постоять за свою родину:

 

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За родину свою!..

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

 

Война 1812 года, начатая Наполеоном против России, была войной захватнической и, следовательно, несправедливой. Русский народ защищал свое отечество, свое право на жизнь и свое право на национальное независимое положение среди прочих народов мира. Поэтому понятно то торжественное воодушевление, с каким русский солдат рассказывает о Бородинском сражении:

 

Вам не видать таких сражений…

Носились знамена, как тени,

            В дыму огонь блестел.

Звучал булат, картечь визжала,

И ядрам пролететь мешала

            Гора кровавых тел.

Участник Бородинской битвы, простой солдат- артиллерист воплощает в себе лучшие черты всего русского народа. У него высоко развито чувство патриотизма, он без раздумья готов положить за родину свою голову. Ему присуща отвага в бою и верность своему полковому командиру, о котором он хранит благодарную память.

В нем проявляется и богатырская удаль, и широкая русская натура, когда он говорит:

 

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться, где на воле!

 

Идея стихотворения выражена в начальных и заключительных словах рассказчика:

 

Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри – не вы!

 

Особенности языка стихотворения «Бородино».

 Следует обратить внимание учащихся на темп речи рассказчика. Герой рассказывает, а не декламирует. Тон же речи торжественный, величавый, приподнятый, эмоциональный, старый солдат воодушевлен чувством гордости за русский народ, проявивший чудеса храбрости в своем единоборстве с французами.

Словарь речи рассказчика обнаруживает в нем старого солдата-артиллериста Особенность его словаря – военно-артиллеристская терминология: забил снаряд, пушка, картечь, лафет, кивер, редут…

Построение речи героя соответствует патетическому высокоторжественному тону рассказа; она насыщена выразительными средствами языка: восклицаниями, риторическими вопросами и обращениями, т. е. такими оборотами речи, которые воздействуют на слушателя.

Чтобы создать впечатление грандиозности Бородинского сражения, рассказчик пользуется гиперболами («французы двинулись, как тучи», «рука бойцов колоть устала и ядрам пролететь мешала гора кровавых тел», «земля тряслась, как наши груди, и залпы тысячи орудий слились в протяжный вой…»).

Значение «Бородино» огромно. Оно впервые отразило в нашей литературе историческую роль русского народа. Из него, как из зерна, выросла величественная эпопея «Война и мир» Л. Н. Толстого.

Идейное воздействие стихотворения «Бородино» на общественное сознание сказалось и в ВОВ.

Поэт Н. Рыленков писал:

 

Легендою  и славой согрето

Старинное село Бородино.

Из школьных книг о нем мы с детства знали,

Мы в играх гнали галльскую орду,

И, повзрослев, «Войну и мир читали-

О грозной битве в памятном году.

Мы мысленно тогда врагов косили

И к родине любовь росла острей.

И навсегда в сердца свои вносили

Мы имена своих богатырей.

 

 Романенко Ирина Леонидовна МБОУ гимназия №8 г. Новороссийска

Категория: иду на урок | Просмотров: 7024 | Добавил: Ирина | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Мини профиль
17:30
Вы вошли как: Гость
Поиск
Фотогалерея
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте.

Описание сайта


Друзья сайта
Фраза дня

Copyright MyCorp © 2024
Добро пожаловать на сайт "Солнечный луч" учителя русского языка и литературы Романенко Ирины Леонидовны.