Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 29.03.2024, 10:03

Солнечный луч

Меню сайта
вход
Погода
Наш опрос
Оцените мой сайт
javascript:; javascript:;
Всего ответов: 1553

Статистика
.
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Время жизни сайта

Блог

Главная » 2012 » Март » 10 » Проблематика и герои рассказа Бунина "Господин из Сан - Франциско"
19:39
Проблематика и герои рассказа Бунина "Господин из Сан - Франциско"

Проблематика и герои одного из рассказов Бунина.

                                                                              Горе, горе тебе, великий город           

                                                                              Вавилон, город крепкий!

                                                                              Ибо в один час пришел суд твой.

                                                                              Откровения св. Иоанна Богослова

                «Господин из Сан-Франциско сел в глубокое кресло в углу, … быстро пробежал заглавия некоторых статей…. – как вдруг строчки вспыхнули перед ним стеклянным блеском, шея его напружинилась, глаза выпучились, пенсне слетело с носа… Он рванулся вперед, хотел глотнуть воздуха – и дико захрипел; нижняя челюсть его отпала, осветив весь рот золотом пломб, голова завалилась на плечо и замоталась, грудь рубашки выпятилась коробом и все тело, извиваясь, задирая ковер каблуками, поползло на пол, отчаянно борясь с кем-то…»

                Это кульминация рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско». Рассказ стал хрестоматийным по своим неоспоримым художественным достоинствам. И главный герой, и проблематика этого произведения находятся в русле развития всей русской классической литературы, но в то же время оно своеобразно и даже вполне европейское.

                Сюжет рассказа прост: господин из Сан- Франциско приехал в Старый Свет «единственно ради развлечения» люди его круга «имели обычай наслаждаться жизнью с поездки в Европу, Индию, в Египет». Маршрут путешествия изложен с деловой четкостью, нет никакого места для каких-то случайностей. И пароход «Атлантида» тоже похож на «громадный отель со всеми удобствами. А на таких пароходах отдыхают люди из «отборного общества», от которого зависят блага цивилизации: и фасон смокингов, и прочность трапов, и объявление войны, и благосостояние отелей».

                В наборе однородных членов (вовсе не равнозначных в жизни, но для господина из Сан-Франциско, человека, очевидно, недалекого, но чванливого, это равнозначные понятия) чувствуется ирония автора по отношению к богатым и «отборным» людям: они бы хотели влиять на моду, и на судьбы народов. Эти люди жили наживой, а развлекались по –разному: «одни с азартом предавались…гонкам, другие – рулетке, третьи-флирту, четвертые – стрельбе в голубей».

                Наш господин к пятидесяти годам достиг цели: почти сравнялся с теми, кого некогда взял себе в образец. Теперь «он хотел вознаградить себя за годы труда». По тому, как он собирается в дорогу, как ведет себя на пароходе, можно сделать вывод, что это эгоистичный самоуверенный человек. Отношение его к людям пренебрежительное, даже циничное. Слуги «жались от него к стенке, а он шел, как бы не замечая их». В нем чувствовалась  какая-то враждебная сила, и обращаться с ним было неприятно, ведь он всегда прав. Внешне он благопристоен, но в душе, думая об отдыхе, мечтает о молоденьких неаполитанках, вкусной еде, азартных играх. Пошлость и похоть богатых и у него в крови. Как вывод можно сказать, что жизнь нашего героя была бездуховной, но он иногда выражал недовольство.

                -О, это ужасно! – иногда произносил он, боясь старости. Героя все раздражает, все идет не по его расчету. Ему мешает говорливая жена, плохая погода, угодливость слуг. В день отъезда «даже с утра не было солнца». Этой деталью Бунин предвосхищает скорую развязку.

                Рассказ по размеру небольшой, каждое словечко  к месту, не случайное, как и оговорка: «И все пошло сперва прекрасно».

                Поскольку культ еды, развлечений на корабле – главное, Бунин подробно описывает режим дня отдыхающих и делает это так натуралистично, что вызывает отвращение we читателей: «…Вставали рано, накинув фланелевые пижамы, пили кофе, шоколад, какао; затем садились в ванны, делали гимнастику, возбуждая аппетит и хорошее самочувствие, совершали дневные туалеты и шли к первому завтраку. Так же описано время ко второму завтраку, чаю, обеду, ужину, балу – самому желанному времяпровождению.  Все подчинялось главному герою. Только природа была против: океан, ходивший за стенами, был страшен, «океан с гулом ходил за стеной черными горами», «в смертной тоске стенала удушаемая туманом сирена». Такое описание морского пейзажа тоже готовит читателя к развязке. Рассказ изобилует описаниями, в нем почти нет диалогов или они незначительные, невыразительные, ничего не добавляющие к характеру героя.

                А между тем сюжет приближается к кульминации. Господин из Сан-Франциско готовится к выходу на публику. Танцует известная пара, требуется соблюдать приличия. На полтары страницы текста Бунин рисует нам эти сборы. Герой стал мыться, бриться, вставлять золотые зубы, причесывать волосы, одевать свое тело с ног до головы, мучиться с запонками, галстуками, жилетом, смокингом. И наконец, с сияющими глазами от нетерпения, весь сырой от сдавившему горло, не в меру тугого воротничка… В изнеможении присел перед трюмо.

                Сцена одевания еще больше, чем описание природы, готовит  сцену смерти. Те же реалии, только что обозначавшие радость ожидания удовольствия, через несколько минут повторяются почти  в такой же последовательности, обозначают последние мгновения жизни. Неожиданность случившегося только усугубляет драматизм сцены. Люди умирают по – разному , но смерть всегда тайна, соединенная со страхом, печалью, сочувствием. Но «отборное общество» на смерть одного из своих представителей отреагировало  без сочувствия: обиделись, что он испортил им удовольствие отдыха. Ни у кого не нашлось слова сострадания для семьи умершего.  «Вечер был непоправимо испорчен… Дообедали с обиженными лицами. Тарантеллу пришлось отменить, лишнее электричество потушили, большинство гостей ушли в город». Вот так все до примитива скучно. Что хотел показать этим поворотом сюжета писатель? Он вывел несостоятельность жизненной философии «отборного общества», которое видит смысл жизни в преумножении богатства и желанием сладко пожить. И умерший герой тоже исповедовал эту же «мудрость» жизни. Но оказалось, что все накопленное  богатство – ничто перед смертью, которой подвержены все одинаково. Очевидно, смысл жизни в другом, но в чем? Они не ведают.

                Тело покойника упаковывают в ящик, прячут в трюме и продолжают веселье. Жена господина не могла поверить, что «уважение к ним окончательно потеряно». Огромный корабль человеческого  греха движется по океану жизни, и господин из Сан-Франциско – один из грешников, он даже по имени не назван автором. А вот простые люди из народа Лоренцо, Кармелла, Лугужи наделены именами. И прекрасные описания на Капри, радостной, прекрасной, счастливой страны очень привлекательны. Почему? Потому что это настоящая , подлинная жизнь.

                В рассказе есть одна странность. Расставшись со своим главным героем, Бунин продолжает рассказ вставным эпизодом о римском тиране Тиверии, который был и богат, и властен, и жесток, и похотлив, оставил о себе дурную славу, а умер как все. И теперь туристы приезжают посмотреть на руины его дворца. Этот пример дается автором по ассоциации с главным героем.

                Очень значим и финал рассказа. Жизнь продолжается. «Отборное общество» продолжает веселиться, грубо говоря, на костях умершего господина, чей гроб в трюме – это приговор сытым людям первого сорта, бездуховным победителям. Финал – напоминание, что власть, богатство еще не дали счастья и светлой памяти.

                Рассказ не велик, а как много сказано о людях разных социальных слоев, об их отношении к жизни, о смысле самой  жизни. И достигнуто это точностью и выразительностью слова, различными предметными деталями, звуковыми и световыми образами – символами. 

                Гибель мира, преступившего нравственные законы человеческого бытия, мира, где личность утверждается за счет других, где потеряно представление о смысле жизни лежит в основе нравственного смысла  этого произведения. В словах эпиграфа раскрывается в образной форме идея рассказа. Не признавая человеческого суда, суда истории, герои заслуживают Божьего суда. И образ корабля – это символ современного Вавилона, и название корабля символическое – «Атлантида», которого тоже ждет гибель.

                Так Бунин обращается к вечным проблемам человеческого бытия, стараясь постичь их сам и помочь своему читателю и в их осознании.

 Тарутина Нина Николаевна- учитель высшей категории

 

 

Категория: сочинения | Просмотров: 33640 | Добавил: Ирина | Рейтинг: 2.2/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Мини профиль
10:03
Вы вошли как: Гость
Поиск
Фотогалерея
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте.

Описание сайта


Друзья сайта
Фраза дня

Copyright MyCorp © 2024
Добро пожаловать на сайт "Солнечный луч" учителя русского языка и литературы Романенко Ирины Леонидовны.