Главная » 2012 » Март » 10 » Проблематика и герои рассказа Бунина "Господин из Сан - Франциско"
19:39
Проблематика и герои рассказа Бунина "Господин из Сан - Франциско"
Проблематика и герои одного из рассказов Бунина.
Горе, горе тебе, великий город
Вавилон, город крепкий!
Ибо в один час пришел суд твой.
Откровения св. Иоанна Богослова
«Господин из Сан-Франциско сел в глубокое кресло в углу, … быстро пробежал заглавия некоторых статей…. – как вдруг строчки вспыхнули перед ним стеклянным блеском, шея его напружинилась, глаза выпучились, пенсне слетело с носа… Он рванулся вперед, хотел глотнуть воздуха – и дико захрипел; нижняя челюсть его отпала, осветив весь рот золотом пломб, голова завалилась на плечо и замоталась, грудь рубашки выпятилась коробом и все тело, извиваясь, задирая ковер каблуками, поползло на пол, отчаянно борясь с кем-то…»
Это кульминация рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско». Рассказ стал хрестоматийным по своим неоспоримым художественным достоинствам. И главный герой, и проблематика этого произведения находятся в русле развития всей русской классической литературы, но в то же время оно своеобразно и даже вполне европейское.
Сюжет рассказа прост: господин из Сан- Франциско приехал в Старый Свет «единственно ради развлечения» люди его круга «имели обычай наслаждаться жизнью с поездки в Европу, Индию, в Египет». Маршрут путешествия изложен с деловой четкостью, нет никакого места для каких-то случайностей. И пароход «Атлантида» тоже похож на «громадный отель со всеми удобствами. А на таких пароходах отдыхают люди из «отборного общества», от которого зависят блага цивилизации: и фасон смокингов, и прочность трапов, и объявление войны, и благосостояние отелей».
В наборе однородных членов (вовсе не равнозначных в жизни, но для господина из Сан-Франциско, человека, очевидно, недалекого, но чванливого, это равнозначные понятия) чувствуется ирония автора по отношению к богатым и «отборным» людям: они бы хотели влиять на моду, и на судьбы народов. Эти люди жили наживой, а развлекались по –разному: «одни с азартом предавались…гонкам, другие – рулетке, третьи-флирту, четвертые – стрельбе в голубей».
Наш господин к пятидесяти годам достиг цели: почти сравнялся с теми, кого некогда взял себе в образец. Теперь «он хотел вознаградить себя за годы труда». По тому, как он собирается в дорогу, как ведет себя на пароходе, можно сделать вывод, что это эгоистичный самоуверенный человек. Отношение его к людям пренебрежительное, даже циничное. Слуги «жались от него к стенке, а он шел, как бы не замечая их». В нем чувствовалась какая-то враждебная сила, и обращаться с ним было неприятно, ведь он всегда прав. Внешне он благопристоен, но в душе, думая об отдыхе, мечтает о молоденьких неаполитанках, вкусной еде, азартных играх. Пошлость и похоть богатых и у него в крови. Как вывод можно сказать, что жизнь нашего героя была бездуховной, но он иногда выражал недовольство.
-О, это ужасно! – иногда произносил он, боясь старости. Героя все раздражает, все идет не по его расчету. Ему мешает говорливая жена, плохая погода, угодливость слуг. В день отъезда «даже с утра не было солнца». Этой деталью Бунин предвосхищает скорую развязку.
Рассказ по размеру небольшой, каждое словечкок месту, не случайное, как и оговорка: «И все пошло сперва прекрасно».
Поскольку культ еды, развлечений на корабле – главное, Бунин подробно описывает режим дня отдыхающих и делает это так натуралистично, что вызывает отвращение weчитателей: «…Вставали рано, накинув фланелевые пижамы, пили кофе, шоколад, какао; затем садились в ванны, делали гимнастику, возбуждая аппетит и хорошее самочувствие, совершали дневные туалеты и шли к первому завтраку. Так же описано время ко второму завтраку, чаю, обеду, ужину, балу – самому желанному времяпровождению.Все подчинялось главному герою. Только природа была против: океан, ходивший за стенами, был страшен, «океан с гулом ходил за стеной черными горами», «в смертной тоске стенала удушаемая туманом сирена». Такое описание морского пейзажа тоже готовит читателя к развязке. Рассказ изобилует описаниями, в нем почти нет диалогов или они незначительные, невыразительные, ничего не добавляющие к характеру героя.
А между тем сюжет приближается к кульминации. Господин из Сан-Франциско готовится к выходу на публику. Танцует известная пара, требуется соблюдать приличия. На полтары страницы текста Бунин рисует нам эти сборы. Герой стал мыться, бриться, вставлять золотые зубы, причесывать волосы, одевать свое тело с ног до головы, мучиться с запонками, галстуками, жилетом, смокингом. И наконец, с сияющими глазами от нетерпения, весь сырой от сдавившему горло, не в меру тугого воротничка… В изнеможении присел перед трюмо.
Сцена одевания еще больше, чем описание природы, готовитсцену смерти. Те же реалии, только что обозначавшие радость ожидания удовольствия, через несколько минут повторяются почтив такой же последовательности, обозначают последние мгновения жизни. Неожиданность случившегося только усугубляет драматизм сцены. Люди умирают по – разному , но смерть всегда тайна, соединенная со страхом, печалью, сочувствием. Но «отборное общество» на смерть одного из своих представителей отреагировало без сочувствия: обиделись, что он испортил им удовольствие отдыха. Ни у кого не нашлось слова сострадания для семьи умершего. «Вечер был непоправимо испорчен… Дообедали с обиженными лицами. Тарантеллу пришлось отменить, лишнее электричество потушили, большинство гостей ушли в город». Вот так все до примитива скучно. Что хотел показать этим поворотом сюжета писатель? Он вывел несостоятельность жизненной философии «отборного общества», которое видит смысл жизни в преумножении богатства и желанием сладко пожить. И умерший герой тоже исповедовал эту же «мудрость» жизни. Но оказалось, что все накопленноебогатство – ничто перед смертью, которой подвержены все одинаково. Очевидно, смысл жизни в другом, но в чем? Они не ведают.
Тело покойника упаковывают в ящик, прячут в трюме и продолжают веселье. Жена господина не могла поверить, что «уважение к ним окончательно потеряно». Огромный корабль человеческогогреха движется по океану жизни, и господин из Сан-Франциско – один из грешников, он даже по имени не назван автором. А вот простые люди из народа Лоренцо, Кармелла, Лугужи наделены именами. И прекрасные описания на Капри, радостной, прекрасной, счастливой страны очень привлекательны. Почему? Потому что это настоящая , подлинная жизнь.
В рассказе есть одна странность. Расставшись со своим главным героем, Бунин продолжает рассказ вставным эпизодом о римском тиране Тиверии, который был и богат, и властен, и жесток, и похотлив, оставил о себе дурную славу, а умер как все. И теперь туристы приезжают посмотреть на руины его дворца. Этот пример дается автором по ассоциации с главным героем.
Очень значим и финал рассказа. Жизнь продолжается. «Отборное общество» продолжает веселиться, грубо говоря, на костях умершего господина, чей гроб в трюме – это приговор сытым людям первого сорта, бездуховным победителям. Финал – напоминание, что власть, богатство еще не дали счастья и светлой памяти.
Рассказ не велик, а как много сказано о людях разных социальных слоев, об их отношении к жизни, о смысле самойжизни. И достигнуто это точностью и выразительностью слова, различными предметными деталями, звуковыми и световыми образами – символами.
Гибель мира, преступившего нравственные законы человеческого бытия, мира, где личность утверждается за счет других, где потеряно представление о смысле жизни лежит в основе нравственного смысла этого произведения. В словах эпиграфа раскрывается в образной форме идея рассказа. Не признавая человеческого суда, суда истории, герои заслуживают Божьего суда. И образ корабля – это символ современного Вавилона, и название корабля символическое – «Атлантида», которого тоже ждет гибель.
Так Бунин обращается к вечным проблемам человеческого бытия, стараясь постичь их сам и помочь своему читателю и в их осознании.
Тарутина Нина Николаевна- учитель высшей категории