Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 20.11.2017, 20:06

Солнечный луч

Меню сайта
вход
Погода
Наш опрос
Оцените мой сайт
javascript:// javascript://
Всего ответов: 1511

Статистика
.
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Время жизни сайта

Блог

Главная » 2012 » Май » 1 » Мастерство И. С. Тургенева в изображении героев (на примере романа «Отцы и дети»).
11:09
Мастерство И. С. Тургенева в изображении героев (на примере романа «Отцы и дети»).


Не бурная, порывистая сила, а, напротив, - мягкость и какая-то поэтическая умеренность служит характеристическими чертами его таланта.

Добролюбов

В чем тайна гениального произведения искусства? Почему созданное даже много лет назад не забылось, не затерялось во времени и хранится в общей памяти человечества? Может быть, неугасающий интерес к шедеврам искусства связан с тайной мастерства и именно поэтому продолжает жить?

                Итак, тайна художественного мастерства… Она всегда останется тайной. Но поговорить о ней все-таки надо, потому что такие произведения искусства утверждают величие и славу национальной культуры. Именно к таким шедеврам относится творчество Ивана Сергеевича Тургенева. Не случайно же Чехов, прочитав роман «Отцы и дети», сказал: «Что за роскошь «Отцы и дети!» просто хоть караул кричи». А по словам Некрасова, в произведениях Тургенева «целое море поэзии могучей, благоуханной и обаятельной».

                Романы Тургенева – своеобразная художественная летопись эпохи 40-70-х годов XIX века. Их темы, идеи и образы неразрывными нитями связаны с тем временем, когда жил и творил писатель. Это социальные романы, основу которых составляет идейная борьба, столкновения людей и различными взглядами. Так, в основе романа «Отцы и дети» - борьба нового со старым, «схватки»  демократа – разночинца Базарова с дворянами Кирсановыми. Все герои этого произведения выписаны автором так четко и ярко, что они навсегда запоминаются читателям. Как же это удалось писателю?

                Во-первых, в создании художественного образа Тургенев уделял большое значение портрету, в котором отражается все его существо или отдельные черты. Так, портрет Павла Петровича дан в полном соответствии с его характером. «В это мгновение, - писал Тургенев, - вошел в гостиную человек среднего роста, одетый в темный английский сюртук, модный низенький галстук и лаковые полусапожки. Его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной». Далее автор отметил его красивую «руку с  длинными розовыми ногтями», душистые усы, «прекрасные белые зубы». Этот изящный внешний вид дядюшки вызывал раздражение со стороны Базарова, находившего во всем этом какое-то «провинциальное щегольство», «архаическое явление». Даже во время  дуэли Павел Петрович был одет «в легкий клетчатый пиджак и белые как снег панталоны». Так отсутствие глубокой внутренней жизни в Кирсанове – старшем прикрывалось внешним блеском, изысканной одеждой. И, напротив, огромная духовная сила, и воля Базарова, твердость характера прикрыты неприглядным длинным балахоном с кистями. В портрете Евгения писатель выделил его лицо, «длинное и худое», оживляющееся  улыбкой и выражавшее самоуверенность и ум, красную руку, темно- русые волосы, длинные и густые. Портретные детали Базарова свидетельствуют не только о его плебейском происхождении, но и о его трудолюбии.

                Кроме портретов изображаемых героев, Тургенев заботился о фоне, на котором он описывал их.  Замечательно, на мой взгляд, знакомство с Одинцовой. Она предстает перед нами остановившейся в дверях залы, на балу. «Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана, - читаем мы, - красиво падала с блестящих волос на покатые плечи легкие ветви фуксий; спокойно и умно , именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбою». Далее писатель выпишет и ее немного толстый нос, и складки ее платья, которые ложились совершенно иначе, чем других женщин, и движения во время танца. Приведённое описание портрета интересно, прежде всего, тем, что он привлекает к себе внимание других. Именно поэтому Одинцова поразила аркадия «достоинством своей осанки»; она показалась ему такой прелестной женщиной, который он еще никогда не встречал.

                Описывая своих героев, Тургенев уделял внимание и описанию вещей, одежды, кабинетов, но с определенной целью – изобразить представителей различных социальных групп.  Вот аристократ Павел Петрович. К утреннему чаю он появился в изящном английском  костюме, «на голов6е красовалась маленькая феска». А подробно описанная обстановка его кабинета явилась наглядным подтверждением его изысканного аристократического вкуса. Рабочая же комната Базарова во время пребывая у Аркадия, напротив, сразу же превратилась в лабораторию и наполнилась не только различными запахами, но и склянками, банками с лягушками для опытов. Этим Тургенев дает ясно понять, что в нем жил ученый - энтузиаст, труженик, преданный всей душой избранной профессии.  Описание домик4а  стариков Базаровых, на мой взгляд, дано с большей симпатией автора. В нем действительно жили бедняки. Для Аркадия был отведен предбанник, в котором, «пахло мятой и два сверчка вперебивку усыпительно трещали за печкой». Его прислугой был мальчик в синем кафтане, на локтях порванном,  и в чужих сапогах. Обстановка комнаты Фенечки очень скромная, навевающая тишину и покой. Она как бы свидетельствовала о том, что в ней жила скромная хозяйка. Совершенно иная обстановка у Кукшиной. «Комната, в которой они очутились, походила скорее на гостиную, -  читаем в романе. Бумаги, письма, также номера русских журналов, большей частью неразрезанные, валялись по запыленным столам; везде белели разбросанные окурки папирос».  Сумбурная, неопрятная, безвкусная обстановка комнаты Кушкиной свидетельствует не только  о ее дурном вкусе,   но и о какой-то распущенности и неряшливости.

                Итак, мы видим, что мир вещей неотделим от героев романа Тургенева. Он является их органической частью и дает большое представление о социальной принадлежности, вкусах, и интересах персонажей.

                В романе большой место занимают дискуссии, серьезные споры.  Так, Павел Петрович читал «все больше по-английски; он вообще всю жизнь свою устроил на английский вкус». Николай Петрович «зимою в Петербурге по целым дням просиживал над новейшими сочинениями», стремясь, стать в уровень с современностью. Ученый-медик Базаров чаще всего опирается в своих высказываниях на сочинения по физике, химии, естественной истории. Том «Стрельцов» Масальского лежал на комоде у Фенечки, а мать Базарова ничего не прочла, кроме «Алексиса, или хижины в лесу». Книги в «Отцах и детях», таким образом, являются источником раскрытия духовного мира героев.

                Тае же, как и портрет персонажей, картины природы в романе выполняют различные функции. То пейзаж выступает в романе, как фон, то способствует освещению крайне нищенского положения крестьян: « Как нарочно, - читаем мы далее в романе, - мужики встречались все обтрепанные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты…исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам».

                Природа была одной из тем споров Базарова и Кирсановым. Сама реальная природа развеяла все сомнения Николая Петровича, она разрешила и тот бесплодный спор, который так остро вели между собой его брат и Евгений. Природа вечна, она существует независимо от человека. Но своей чарующей красотой, своим величием, своим волшебством она будет всегда привлекать к себе ум и сердце человека, и влиять на него.

                Создавая портрет персонажа, Тургенев стремился дать не только внешнее представление о типе, но также указать и на особенности его движений, поступков, взглядов, мимики, жестов и языка. Подбирая слово, соответствующее характеру персонажа, он добивался того, что читатель как бы ощущает его, видит. Язык персонажей романа «Отцы и дети» отличается индивидуальностью, отражает интересы, наклонности, их внутренний мир. Осуждая современное веяние, Павел Кирсанов защищал старое. «Мы, люди старого века, - говорил он, - мы полагали, что без принсипов ступить, дохнуть нельзя». Но как старый аристократ, он считал для себя обязательным придерживаться норм русской грамматики, установившегося русского произношения. Кирсанов-старший считал своим достоинством произносить «эфто» вместо «это», «германцы» вместо «немцы», «Гетте» вместо «Гёте». В языке же Базарова сказывается остроумие, смелость, научная терминология, резкость суждений, некоторая грубоватость, «почти дерзость». «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы, …сколько иностранных слов… и бесполезных! Русскому человеку они даром не нужны». В его языке чувствуется категоричность суждений, напоминающих формулы. Резкие, бесцеремонные оценки давал Базаров почти всем героям романа, что нередко приводило к обострению отношений.  Ярка и своеобразна речь Василия Ивановича. В его старческой памяти многое уже забылось, смешалось с другим и потеряло точность, когда он выражался. Себя он рекомендовал просто: « отставной штаб-лекарь». Неряшливость, рассеянность и несуразность Кукшиной проявились прежде всего в ее  языке. Она говорила «гениальный господин» вместо «человек».

Но авторская же речь отличается точностью, гибкостью, а также стройностью и изяществом построения фраз. В ней почти нет архаических, иностранных слов, широко использована бытовая, научная, политическая, философская лексика. Этим самым Тургеневу вслед за Пушкиным суждено было упрочить славу русского языка, одного их самых сильных и самых богатых живых языков мира.

Так глубокое идейное содержание романа «Отцы ы и дети» и непревзойденное художественное мастерство писателя в изображении героев, слились воедино, создали произведение, которое до сих пор волнует читателей, воспитывает в нас любовь к труду, к науке, к тонкому пониманию красоты и величия природы.

               

               

                

Категория: сочинения | Просмотров: 2295 | Добавил: Ирина | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Мини профиль
20:06
Вы вошли как: Гость
Поиск
Фотогалерея
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте.

Описание сайта


Друзья сайта
Фраза дня

Copyright MyCorp © 2017
Добро пожаловать на сайт "Солнечный луч" учителя русского языка и литературы Романенко Ирины Леонидовны.