Не бурная, порывистая сила, а,
напротив, - мягкость и какая-то поэтическая умеренность служит
характеристическими чертами его таланта.
Добролюбов
В чем тайна гениального произведения искусства? Почему
созданное даже много лет назад не забылось, не затерялось во времени и хранится
в общей памяти человечества? Может быть, неугасающий интерес к шедеврам
искусства связан с тайной мастерства и именно поэтому продолжает жить?
Итак,
тайна художественного мастерства… Она всегда останется тайной. Но поговорить о
ней все-таки надо, потому что такие произведения искусства утверждают величие и
славу национальной культуры. Именно к таким шедеврам относится творчество Ивана
Сергеевича Тургенева. Не случайно же Чехов, прочитав роман «Отцы и дети»,
сказал: «Что за роскошь «Отцы и дети!» просто хоть караул кричи». А по словам
Некрасова, в произведениях Тургенева «целое море поэзии могучей, благоуханной и
обаятельной».
Романы
Тургенева – своеобразная художественная летопись эпохи 40-70-х годов XIX века. Их темы, идеи и
образы неразрывными нитями связаны с тем временем, когда жил и творил писатель.
Это социальные романы, основу которых составляет идейная борьба, столкновения
людей и различными взглядами. Так, в основе романа «Отцы и дети» - борьба
нового со старым, «схватки» демократа –
разночинца Базарова с дворянами Кирсановыми. Все герои этого произведения
выписаны автором так четко и ярко, что они навсегда запоминаются читателям. Как
же это удалось писателю?
Во-первых,
в создании художественного образа Тургенев уделял большое значение портрету, в
котором отражается все его существо или отдельные черты. Так, портрет Павла
Петровича дан в полном соответствии с его характером. «В это мгновение, - писал
Тургенев, - вошел в гостиную человек среднего роста, одетый в темный английский
сюртук, модный низенький галстук и лаковые полусапожки. Его коротко остриженные
седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но
без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и
легким резцом, являло следы красоты замечательной». Далее автор отметил его
красивую «руку с длинными розовыми
ногтями», душистые усы, «прекрасные белые зубы». Этот изящный внешний вид
дядюшки вызывал раздражение со стороны Базарова, находившего во всем этом
какое-то «провинциальное щегольство», «архаическое явление». Даже во время дуэли Павел Петрович был одет «в легкий
клетчатый пиджак и белые как снег панталоны». Так отсутствие глубокой
внутренней жизни в Кирсанове – старшем прикрывалось внешним блеском, изысканной
одеждой. И, напротив, огромная духовная сила, и воля Базарова, твердость
характера прикрыты неприглядным длинным балахоном с кистями. В портрете Евгения
писатель выделил его лицо, «длинное и худое», оживляющееся улыбкой и выражавшее самоуверенность и ум,
красную руку, темно- русые волосы, длинные и густые. Портретные детали Базарова
свидетельствуют не только о его плебейском происхождении, но и о его
трудолюбии.
Кроме
портретов изображаемых героев, Тургенев заботился о фоне, на котором он
описывал их. Замечательно, на мой
взгляд, знакомство с Одинцовой. Она предстает перед нами остановившейся в
дверях залы, на балу. «Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана,
- читаем мы, - красиво падала с блестящих волос на покатые плечи легкие ветви
фуксий; спокойно и умно , именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые
глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною
улыбою». Далее писатель выпишет и ее немного толстый нос, и складки ее платья,
которые ложились совершенно иначе, чем других женщин, и движения во время
танца. Приведённое описание портрета интересно, прежде всего, тем, что он
привлекает к себе внимание других. Именно поэтому Одинцова поразила аркадия
«достоинством своей осанки»; она показалась ему такой прелестной женщиной,
который он еще никогда не встречал.
Описывая
своих героев, Тургенев уделял внимание и описанию вещей, одежды, кабинетов, но
с определенной целью – изобразить представителей различных социальных
групп. Вот аристократ Павел Петрович. К
утреннему чаю он появился в изящном английском
костюме, «на голов6е красовалась маленькая феска». А подробно описанная
обстановка его кабинета явилась наглядным подтверждением его изысканного
аристократического вкуса. Рабочая же комната Базарова во время пребывая у
Аркадия, напротив, сразу же превратилась в лабораторию и наполнилась не только
различными запахами, но и склянками, банками с лягушками для опытов. Этим
Тургенев дает ясно понять, что в нем жил ученый - энтузиаст, труженик,
преданный всей душой избранной профессии.
Описание домик4а стариков
Базаровых, на мой взгляд, дано с большей симпатией автора. В нем действительно
жили бедняки. Для Аркадия был отведен предбанник, в котором, «пахло мятой и два
сверчка вперебивку усыпительно трещали за печкой». Его прислугой был мальчик в
синем кафтане, на локтях порванном, и в
чужих сапогах. Обстановка комнаты Фенечки очень скромная, навевающая тишину и
покой. Она как бы свидетельствовала о том, что в ней жила скромная хозяйка.
Совершенно иная обстановка у Кукшиной. «Комната, в которой они очутились,
походила скорее на гостиную, - читаем в
романе. Бумаги, письма, также номера русских журналов, большей частью
неразрезанные, валялись по запыленным столам; везде белели разбросанные окурки
папирос». Сумбурная, неопрятная,
безвкусная обстановка комнаты Кушкиной свидетельствует не только о ее дурном вкусе, но и о
какой-то распущенности и неряшливости.
Итак,
мы видим, что мир вещей неотделим от героев романа Тургенева. Он является их
органической частью и дает большое представление о социальной принадлежности,
вкусах, и интересах персонажей.
В
романе большой место занимают дискуссии, серьезные споры. Так, Павел Петрович читал «все больше
по-английски; он вообще всю жизнь свою устроил на английский вкус». Николай
Петрович «зимою в Петербурге по целым дням просиживал над новейшими
сочинениями», стремясь, стать в уровень с современностью. Ученый-медик Базаров
чаще всего опирается в своих высказываниях на сочинения по физике, химии,
естественной истории. Том «Стрельцов» Масальского лежал на комоде у Фенечки, а
мать Базарова ничего не прочла, кроме «Алексиса, или хижины в лесу». Книги в «Отцах
и детях», таким образом, являются источником раскрытия духовного мира героев.
Тае же,
как и портрет персонажей, картины природы в романе выполняют различные функции.
То пейзаж выступает в романе, как фон, то способствует освещению крайне
нищенского положения крестьян: « Как нарочно, - читаем мы далее в романе, -
мужики встречались все обтрепанные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях,
стояли придорожные ракиты…исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно
щипали траву по канавам».
Природа
была одной из тем споров Базарова и Кирсановым. Сама реальная природа развеяла
все сомнения Николая Петровича, она разрешила и тот бесплодный спор, который
так остро вели между собой его брат и Евгений. Природа вечна, она существует
независимо от человека. Но своей чарующей красотой, своим величием, своим
волшебством она будет всегда привлекать к себе ум и сердце человека, и влиять
на него.
Создавая
портрет персонажа, Тургенев стремился дать не только внешнее представление о
типе, но также указать и на особенности его движений, поступков, взглядов,
мимики, жестов и языка. Подбирая слово, соответствующее характеру персонажа, он
добивался того, что читатель как бы ощущает его, видит. Язык персонажей романа «Отцы
и дети» отличается индивидуальностью, отражает интересы, наклонности, их
внутренний мир. Осуждая современное веяние, Павел Кирсанов защищал старое. «Мы,
люди старого века, - говорил он, - мы полагали, что без принсипов ступить,
дохнуть нельзя». Но как старый аристократ, он считал для себя обязательным
придерживаться норм русской грамматики, установившегося русского произношения. Кирсанов-старший
считал своим достоинством произносить «эфто» вместо «это», «германцы» вместо «немцы»,
«Гетте» вместо «Гёте». В языке же Базарова сказывается остроумие, смелость, научная
терминология, резкость суждений, некоторая грубоватость, «почти дерзость». «Аристократизм,
либерализм, прогресс, принципы, …сколько иностранных слов… и бесполезных! Русскому
человеку они даром не нужны». В его языке чувствуется категоричность суждений,
напоминающих формулы. Резкие, бесцеремонные оценки давал Базаров почти всем
героям романа, что нередко приводило к обострению отношений. Ярка и своеобразна речь Василия Ивановича. В его
старческой памяти многое уже забылось, смешалось с другим и потеряло точность,
когда он выражался. Себя он рекомендовал просто: « отставной штаб-лекарь». Неряшливость,
рассеянность и несуразность Кукшиной проявились прежде всего в ее языке. Она говорила «гениальный господин»
вместо «человек».
Но авторская же речь отличается
точностью, гибкостью, а также стройностью и изяществом построения фраз. В ней
почти нет архаических, иностранных слов, широко использована бытовая, научная,
политическая, философская лексика. Этим самым Тургеневу вслед за Пушкиным
суждено было упрочить славу русского языка, одного их самых сильных и самых
богатых живых языков мира.
Так глубокое идейное содержание
романа «Отцы ы и дети» и непревзойденное художественное мастерство писателя в
изображении героев, слились воедино, создали произведение, которое до сих пор
волнует читателей, воспитывает в нас любовь к труду, к науке, к тонкому
пониманию красоты и величия природы.
|