Школьные ступеньки — это не только дорога к знаниям, но и очень удобное место для фотографирования. Учитель расставляет всех учеников так, чтобы всех было видно, и ребята с серьёзными лицами ждут, когда «вылетит птичка».
Я листаю альбом с фотографиями, всматриваюсь в лица в школьников, которые 50 лет назад первыми пришли в школу. Среди этих второклассников моя бабушка, такая маленькая, смешная с двумя косичками. Её класс разместился на ступеньках на фоне входной двери, над которой висит табличка с первым названием школы, которое я и не выговорю: «Средняя общеобразовательная трудовая политехническая школа с производственным обучением».
А вот фотография, сделанная два года спустя. На ней тоже моя бабушка, теперь она рядом с первым директором школы Котляренко Полиной Никитичной и с одноклассниками. Лица у всех серьёзные и гордые: их только что приняли в пионеры. Фотографии чёрно-белые, поэтому не видно, что галстуки красные. Но бабушка говорит, что красный цвет был символическим для нашего народа и страны.
Восьмая школа плотно окружена частными домами, которые расширяются, а дворы становятся всё меньше и меньше. Поэтому для местных ребят основное место игр — школьный двор. На нём прошло детство моей бабушки, потом моей мамы и моего дяди; я ещё не ходил в школу, а знал уже все уголки её двора. И каждый день до позднего вечера слышны голоса мальчишек со спортивной площадки. Школа для жителей, которые живут рядом с ней, не только второй дом, но и добрая соседка, которая всегда присмотрит за детьми, покормит их и научит всяким наукам. Мои соседи либо учились в этой школе, либо водили туда детей, и она дорога каждому, как частичка их жизни. Если наши соседи фотографируются со своими гостями на улице, то школа обязательно попадает в объектив, так уж она расположена.
Продолжая листать альбом, я вижу уже фотографию класса моей мамы, тоже маленькой и смешной. Но эту фотографию я рассматриваю с большим интересом, потому что на ней я узнаю и несколько «своих одноклассников». Как такое может быть? А очень просто: с мамой учились либо папы, либо мамы некоторых моих товарищей. Я сравниваю фотографии своего класса и маминого и вижу, как ребята похожи на своих родителей. За 50 лет меняются люди, меняется и школа. Вот новая фотография, уже цветная. На фоне обновлённой школы уже с табличкой «Гимназия № 8» вновь моя бабушка. Она совершенно не похожа на ту десятилетнюю девочку, теперь она в окружении нынешних пятиклассников, таких же, какой была сама 50 лет назад. Школа — то место, куда не хочется идти по утрам, и откуда не хочется возвращаться после уроков. Здесь столько друзей, столько всего интересного!
Я закрываю альбом, со временем он пополнится моими фотографиями, и они будут связаны со школой. У нас с ней одна биография. Я взрослею, она становится старше. А когда ей будет 100 лет, мне будет столько, сколько сейчас моей бабушке. Я приду на день рождения гимназии со своим внуком и сфотографируюсь на её ступеньках.
попытка эссе
Зубаревич Михаил , гимназия № 8 г. Новороссийск
|